Выберите категорию

×

Деев Юрий Дмитриевич

Русская деревня с ее особым фольклором и ироничной философией стала основной темой картин Юрия Дмитриевича Деева.  

Живописец. Член Союза художников СССР.

Юрий Деев родился в 1944 г. в городе Топки Кемеровской области. Умер в 1998 г. в Красноярске.

Окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова (1971).

Детство Юрия Деева прошло в городе Кызыле. Жизненный уклад города, его национальный характер, живописная природа оказали большое влияние на формирование личности молодого человека. Путь к профессиональному занятию искусством начался для Деева с учебы в студии Дома народного творчества. После службы в армии в 1967 г. он поступил в Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова. После окончания училища в 1971 г. он вернулся в Кызыл.

Юрий Деев участвовал в организации республиканских выставок молодых художников, принимал участие в зональных выставках, в республиканской выставке «Молодость страны» (1976). Став представителем Тувинской организации художников, Юрий Дмитриевич участвовал в работе оргкомитетов и комиссий в Москве и других городах страны.

Тувинский период для него был временем пробы сил в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Он делал декоративные росписи общественных зданий, участвовал в создании монументальных памятников, создавал графические иллюстрации для книг, писал пейзажи, работал над тематическими композициями и жанровыми картинами, посвященными различным событиям в истории и жизни тувинского народа.

Деев определил для себя преобладающим в живописи декоративное начало, в котором большую роль играет цвет и ритм линий, фигур. В его исторических сюжетах есть и повествовательность, и панорамность, позволяющая выводить изображаемое за пределы холста. Жанровые мотивы могли быть камерны и лаконичны. «Теплая юрта» (1977), «Юрта мира» (1978), «Юрта учителя» (1979), «И девушки уходят на войну» (1979), «Красная юрта» (1980), «Великий хурал» (1980—1981), «Прощание» (1982) — основные произведения этого периода. Некоторые из них были представлены на выставках в Москве, почти все основные работы были приобретены художественными музеями Тувы, Алтая, Красноярска.

В начале 1980-х гг. Юрий Деев переехал в Красноярск. Тема войны и в Красноярске оставалась для него актуальной, ведь она касалась его лично — его отец, фронтовик, получил тяжелое ранение под Ленинградом и вернулся домой без руки. Прежде чем создать свой знаменитый «Реквием. 1941 год» (1983), художник двумя годами раньше в память об умершем отце написал «День победы». В образе мальчика в гимнастерке отца он воплотил себя, свои мысли и чувства.

Семь трудных лет прошли в поиске нового изобразительного языка. Живописец искал средства выразительности, с помощью которых можно было отразить те сложные изменения, которые происходили в его душе. Нужный импульс он получил от «Котлована» Андрея Платонова. Картина «Люди и птицы» (1989—1990) — это философское размышление о том, что произошло с народом и страной. 

Постепенно в его живописи становится все больше условности, устанавливающей родство с фольклором и его изобразительной формой — лубком. Образный строй его картин связан с миром маленького провинциального городка либо деревеньки, обитателями которых являются, прежде всего, как говорил сам автор, дедульки и бабульки. Во многом его картины по композиции похожи на русскую сказку с ее часто встречающимся зачином: «Жили-были дед да баба…», с ее неправдоподобными событиями и идиллическим завершением.

Простота, лаконизм, присущие фольклору, свойственны работам Юрия Деева. Удивительная цветовая гармония делает его произведения необыкновенно красивыми. Его сюжеты часто повторяются: «Разговор», «Дед с петухом», «Двое», «Зимний сад», «К весне», «Сенокос», «Небесный полет», «Банный день». Творения художника наполнены любовью к животным, гармонией человека и природы, торжеством рукотворной красоты, олицетворением которой является лоскутное одеяло, переходящее из композиции в композицию.

Юрий Дмитриевич осознавал, что главное, с чем человек должен идти по жизни, — это добро, добрые дела. Это Деев вкладывал и в свои произведения. Живительная сила русской православной традиции по-особому отражена в его картинах «Приди к нам» (1989), «Ильин день» (1990), «Покров» (1990), «Деревянный корабль» (1990), «Рождество» (1992), «Троица» (1991), «Покаяние» (1995—1997).

Фильм «Неоконченный портрет художника Юрия Деева», 1999 г. Студия «Русские вечера». Авторы: Геннадий Малашин, Людмила Федорова, Марк Степанов , Виктор Елизарьев, Святослав Чаплинский, Николай Бекетов, Вадим Люлькович,  Александр Корнеев. Видео предоставлено центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».
Дата последнего изменения: 27.11.2014

Источники

  1. Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра / авт.-сост. М. В. Москалюк. — Красноярск: Поликор, 2010. — 288 с.: ил.
  2. Край наш Красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2004 год / Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края; сост. Г. М. Гайнутдинова, Н. В. Фефелова. — Красноярск, 2003.