Выберите категорию

×

Посадские и ясачные люди в Приенисейском крае (XVII в.)

В посадские общины городов края в XVII в. записывали по желанию, а нерусское население края, став подданным Российскому государству, должно было платить ясак — дань пушниной.

Сдача ясака ценной пушниной и рыбой. Рисунок из летописи С. У. Ремезова. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Сдача ясака ценной пушниной и рыбой. Рисунок из летописи С. У. Ремезова. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Формирование посадского населения в Сибири шло с серьезными отступлениями от Соборного уложения 1649 г. В посадские общины городов края записывали главным образом по желанию. Были случаи принудительного включения в посад. Роду занятий и прежней сословной принадлежности не придавали особого значения. Многие посадские жили по деревням и селам, занимались земледелием, скотоводством, различными промыслами. Только в Енисейске посад составлял около 50 % всех городских жителей. Многочисленным посадским людям (2,9 тыс.) было крайне тяжело нести всевозможные государевы службы.

«Живем мы, сироты твои, в Енисейском остроге в посадских жильчишках не с давних лет, а иные, государь, вновь записываютца в посадское житье. И живучи в посаде, мы, сироты твои, в Енисейском остроге на посаде твои государевы службы служим в съезжей и таможенной избах и у пятинново выдельново, и у покупного хлеба, и у мельниц, и у твоей государевы новой соляной пошлины, и у табашной продажи в Енисейском и в отъезде на Красном Яру, и всякие службы служим, и оброку с себя в твою государеву казну в съезжей избе по окладу платим. И у которых из нас пашнишка есть и мы… с тех пашнишек платим в твою государеву казну хлебом пятын сноп… Да мы же… из Маковского острожку в Енисейский острог твои государевы хлебные ленские, и енисейские, и красноярские запасы, и из Енисейского острогу до Маковского острожку под твои государевы ленские, и енисейские, и красноярские соболиными казнами и под воевод во все стороны взад и вперед волок через верст 100 и больше возим с пашенными крестьяны вместе и зимой и летом безпереводно», — челобитная енисейских посадских в Москву, 1648 г. (РГАДА. Сибирский приказ. Ф. 214, стб. 289, л. 156)

Ясачные люди

Нерусское население края, став подданным Российскому государству, должно было платить ясак. Он был главной формой эксплуатации. С каждого мужчины от 18 до 50 лет взимали от 1 до 12 соболей. Размеры ясака в XVII в. зависели от степени покорности местных племен. Обитатели ближних к русским поселениям улусов сами привозили ясачную пушнину. В дальние места посылались особые ясачные сборщики. Чтобы обеспечить регулярное поступление ясака, правительство прибегало к политике кнута и пряника. С каждого крупного улуса — племени из знатных «родовичей», брали аманата (заложника). Аманатов содержали под стражей в особых аманатских избах. Если улус вносил ясак не полностью, нерегулярно или совсем выходил из повиновения и становился немирным, то аманата из этого улуса морили голодом, а иногда и убивали.

Вместе с тем центральная власть запрещала сгонять ясачных с их земель, пыталась пресекать злоупотребления при ясачном сборе, предписывала не вмешиваться во внутреннюю жизнь коренного населения. Мало того, воеводы старались поверстать в служилые люди часть знатных инородцев. В конце века в крае было до 50 казаков из сибирских татар. Ежегодно во время сдачи ясака в конце декабря — начале января ясакоплательщикам устраивалось специальное угощение. В целом ясачные, как и русский трудовой люд, вошли в разряд феодально-зависимого от казны населения.

Дата последнего изменения: 23.09.2014

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.