На хозяйственно-бытовой уклад русских Приенисейского края в XVIII в. повлияли переселенцы из европейской части России. А немногочисленные русские жители Таймыра воспринимали уклад коренных жителей как наиболее рациональный для северных мест.
Переселенцы. Источник: Красноярский краевой краеведческий музей, сайт «Красное место», http://www.krasplace.ru
Переселенцы. Источник: Красноярский краевой краеведческий музей, сайт «Красное место», http://www.krasplace.ru
Хозяйственно-бытовой уклад русских края во второй половине XVIII в. испытал значительное влияние невольных переселенцев из европейской части России.
К концу века уже наметились особенности материального быта жителей притрактовой полосы и южных районов. Углубились отличия хозяйственно-бытового уклада жителей северной зоны. Немногочисленные русские жители внутреннего Таймыра на Хатанге, Пясине и Боганиде глубже восприняли как наиболее рациональный в тех местах уклад жизни местных эвенков и якутов. Расширились смешанные браки между ними. Эта группа затундренных крестьян стала терять главные признаки принадлежности к русской нации. Позже они вольются в новую народность — долганы.
В свою очередь те ясачные, которые не ушли из бассейнов Кана, Бузима, Качи, Малого и Большого Кемчугов, Сыдо-Ербинской котловины и среднего Причулымья на территорию Хакасии, стали растворяться в русском окружении. Хлебопашество, оседлый образ жизни, христианизация и смешанные браки — все это сближало их образ жизни с образом жизни русских. В степях же Уйбата, Абакана и в междуречье Черного и Белого Июсов вызревала хакасская народность.
Отдельные представители родовой верхушки стали перенимать некоторые стороны жизни и быта зажиточных слоев русского населения. Они строили большие деревянные дома с изразцовыми печами, обзаводились самоварами, русской одеждой.