Выберите категорию

×

Ачинское военное авиационно-техническое училище (АВАТУ)

За 60 лет существования училище выпустило десятки тысяч офицеров-техников для военной авиации.

Источник: Www8.airforce.ru Источник: Www8.airforce.ru

Формирование Ачинской военной авиационной школы механиков дальней авиации началось с 25 декабря 1947 г., так как стране требовались механики, способные качественно обслуживать поступающую на вооружение реактивную авиационную технику.

Начальником школы был назначен полковник Федор Савельевич Чумак (впоследствии генерал-майор авиации). В 1927 г. за активное участие в пропаганде воздушного флота он был награжден знаком «За звездный перелет». В начале 1930-х гг. был командиром 1-й авиаэскадрильи Борисоглебской военной школы летчиков.

Костяком школы стал офицерский состав. Среди них — участник штурма Зимнего В. А. Касьянов, три участника Гражданской войны, 171 участник Великой Отечественной войны. Многие из них были награждены боевыми наградами. Кавалерами ордена Ленина были семь человек, среди них — полковник Ф. С. Чумак, полковник П. Д. Панов — заместитель начальника школы по МТО, майор А. Ф. Зуйков — преподаватель конструкции самолетов. Орденом Красного Знамени были награждены 22 человека: полковник Ф. С. Чумак, полковник П. Д. Панов, майор А. Ф. Зуйков, И. Я. Ржавин и др. Орденом Красной Звезды — 128 человек.

К середине 1948 г. были укомплектованы офицерским составом три учебных батальона. Среди первых офицеров были: Н. В. Ширяев, П. И. Пухов, И. А. Смирнов, К. Ф. Щеткин, П. М. Скобелев, Н. И. Тихомиров. Им, первым командирам и преподавателям, пришлось начинать практически на пустом месте. Для организации учебного процесса не было авиационной техники и учебного аэродрома. В помещениях было печное отопление. В классах и казармах — цементные полы. Не было ни дорог, ни тротуаров. Водокачка не обеспечивала города водой. Не хватало электроэнергии. Приходилось пользоваться керосиновыми лампами.

Трудности также заключались и в том, что в большинстве своем офицерский состав прибыл из строевых частей и не имел опыта преподавательской работы. На первых порах из-за отсутствия переменного состава и небольшого числа солдат срочной службы даже в караулы назначались разводящими лейтенанты, капитаны, а подчас и майоры. Но эти и другие трудности не испугали тех, кто закладывал традиции училища.

В период с января по октябрь 1948 г. небольшой по численности коллектив офицеров, сверхсрочнослужащих, рабочих и служащих создал необходимую учебно-материальную базу. Бывшие армейские конюшни и склады были превращены в учебные классы и цеха для проведения практических работ, а оголенные и запущенные корпуса — в классы и лаборатории для проведения теоретических занятий.

Пустырь между городком и кирпичным заводом в результате огромных усилий офицеров и сверхсрочнослужащих эксплуатационного цикла был превращен в учебный аэродром. Вскоре на нем были размещены поступившие в школу самолеты Ту-4 («летающая крепость») и американский Б-25. На моторном цикле были установлены двигатели АНШГК и «Райт Циклон».

1 ноября 1948 г. начался первый учебный год. А 17 ноября этого года генерал-лейтенант авиации А. В. Ромазанов вручил школе знамя части. 8 июня 1950 г. военный министр СССР установил годовым юбилейным праздником школы 23 февраля.

Виды подготовки

Подготовка будущих младших авиационных специалистов проводилась по трем профилям обучения: эксплуатация самолетов и моторов, эксплуатация стрелково-пушечного вооружения, эксплуатация бомбардировочного вооружения и прицелов. Обучение длилось один год. В ходе занятий курсанты получали хорошие теоретические знания и практические навыки по эксплуатации авиационной техники и вооружения.

В сентябре 1951 г. состоялся первый выпуск офицеров-техников из стен Ачинской школы механиков: 149 техников авиационных и 49 техников по авиавооружению. Всего за период с 1948 по 1951 г. в школе прошло пять выпусков. Военно-воздушные силы получили свыше 4,5 тыс. авиационных специалистов.

Обучение проходило по сложной программе. За девять месяцев необходимо было изучить теоретические дисциплины, освоить новую материальную часть и пройти войсковую стажировку. Изучение авиатехники усложнялось тем, что количество учебных часов, отводимое на изучение конструкции самолета, двигателя, включая техническую эксплуатацию, не превышало 40 часов на каждый предмет, поэтому курсантам приходилось самостоятельно по книгам изучать данный предмет.

Совершенствование училища

В соответствии с требованиями времени 25 июня 1951 г. по решению Генштаба ВС СССР школа была преобразована в Ачинское военное авиационно-техническое училище дальней авиации. Новые специалисты, офицеры-техники, готовились для обслуживания реактивной авиации.

С 1953 г. курсанты успешно начали изучать реактивную авиацию первого поколения — самолеты Ил-28 и МиГ-15. В лаборатории аэродинамики была создана действующая сверхзвуковая аэродинамическая труба. В сентябре 1955 г. состоялся выпуск авиатехников по эксплуатации самолетов Ил-28 и МиГ-15. Со второй половины 1950-х гг. в войска начали поступать самолеты МиГ-17, Ту-16, и с 1956 г. в училище началась подготовка авиационных техников на эти типы самолетов.

В 1961 г. перед училищем была поставлена задача по подготовке авиационных специалистов по эксплуатации электрооборудования и приборного оборудования самолетов дальней авиации, и в 1964 г. был произведен первый выпуск офицеров — специалистов по электро- и приборному оборудованию самолетов.

Изменялась и материальная база училища: на аэродроме были оборудованы стоянки самолетов с бетонным покрытием, значительно изменилось содержание учебно-материальной базы эксплуатационного цикла.

К 1978 г. училище уже подготовило более 20 тыс. грамотных авиационных специалистов, ВВС получили пять отличных выпусков.

Реорганизация и новая жизнь

В 1998 г. училище отметило свое 50-летие, но в 1999 г. оно было реорганизовано и закончило свое существование.

Выпускники училища достойно несли службу, отправляли в полет крылатые машины во всех уголках нашей Родины и за ее пределами. Нет такой части ВВС, где бы не служили питомцы АВАТУ. Многие из них стали видными военными руководителями, учеными, занимали и занимают ответственные должности в Вооруженных силах России. Сотни выпускников проявили образцы мужества и героизма, выполняя интернациональный долг.

С 2012 г. новую историю обучения людей, решивших связать свою жизнь с самолетами, открыло образование первого в Красноярском крае летного класса первоначальной подготовки пилотов сверхлегких воздушных судов при Ачинском кадетском корпусе.

По окончании летного класса кадеты смогут продолжить обучение в университете гражданской авиации в Санкт-Петербурге, филиал этого высшего учебного заведения также открыт в Красноярске.

Преподаватели прошли курсовую переподготовку в Красноярском филиале ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации». В настоящее время в Ачинском кадетском корпусе работают девять офицеров-авиаторов, которые служили в Ачинском военном училище и теперь продолжают славные традиции авиации, активно занимаются военно-патриотическим воспитанием кадет.

Дата последнего изменения: 13.06.2017

Источники

  1. Историческая справка с информационного сайта, посвященного училищу.
  2. Костенко, В. Выпускник училища — полковник! // Ачинская газета. — 2007. — 9 мая.
  3. АВАТУ живет в воспоминаниях: [беседа с подполковником запаса В. В. Котляровым / записала О. Паршина] // Ачинская газета. — 2007. — 22 авг.
  4. Полет начинается на земле: Ачинскому ВАТУ — 50 лет / сост. А. В. Чертищев; под общ. ред. В. А. Лескова. — Красноярск: Офсет, 1998. — 207 с.