Выберите категорию

×

Красноярское командное речное училище

Выпускники Красноярского речного училища востребованы не только на Енисее, но и на Лене, Чукотке, на Черном море.  

Красноярское командное речное училище. Источник: Kraskompas.ru Красноярское командное речное училище. Источник: Kraskompas.ru

Красноярский техникум водных путей сообщения (1930), техникум речного транспорта (1933), Красноярское речное училище (1955), Красноярское командное речное училище (с 1991 по настоящее время).

Красноярское командное речное училище является филиалом Новосибирской государственной академии водного транспорта. В училище ведется обучение студентов по специальностям: «судовождение», «эксплуатация судовых энергетических установок», «эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». Выпускники получают дипломы о получении среднего специального профессионального образования.

Речное училище — одно из старейших учебных заведений города Красноярска — было образовано 24 июня 1930 г. Это были годы бурного развития северных территорий края, начало строительства города Игарки, Норильского промышленного района, освоения лесных богатств. Техникум был размещен в помещениях макаронной фабрики и клубе водников по проспекту Сталина, 19 и 21 (ныне проспект Мира).

В 1930 г. на первый курс судоводителей, судомехаников и гидротехников было подано 1 500 заявлений на 240 мест. В 1933 г. техникум впервые выпустил 119 специалистов.

В 1933 г. директором техникума назначен М. С. Лавриненко. За короткое время он добился перевода техникума в двухэтажное деревянное здание по улице Просвещения, 13. Силами студентов и преподавателей бывшее общежитие грузчиков речного порта превратилось в учебное заведение с просторными кабинетами и лабораториями: были оборудованы 14 классов, небольшая библиотека, учительская и служебные кабинеты. В здании не было центрального отопления, а печное отопление требовало жесткого соблюдения правил пожарной безопасности и наличия большого количества дров. Их заготавливали вахтовым методом студенты вместе с преподавателями. Методы воспитания в техникуме в предвоенные и военные годы были репрессивными: исключали из техникума за скрытое социальное происхождение, репрессированных родителей, отказ подписаться на государственный заем, а с 1943 г. за те же деяния отправляли в штрафные роты.

В 1935 г. пришел приказ Наркомата водных путей о переезде техникума в город Минусинск. Приказом Наркомвода № 355 от 17.08.1935 гидротехническое и радиотехническое отделения переводятся в Горьковский речной техникум. 13 работников техникума подали заявления на увольнение в связи с нежеланием переезжать в другой город. Директор Лавриненко побывал в Минусинске и, убедившись в отсутствии надлежащих условий для успешной деятельности техникума, в Наркомводе доказал нецелесообразность перевода учебного учреждения на новое место.

В конце 1941 г. техникум перевели за город в пионерский лагерь «Водник» (ныне район Академгородка). В техникуме разместили военный госпиталь. Пионерский лагерь был не приспособлен для зимних условий, и студенты круглосуточно топили печи. Учиться было тяжело, но все понимали, что «на фронте труднее». В сентябре 1943 г. в техникуме открываются два новых отделения: радиотехническое и судостроительное. Радиотехническое отделение в июне 1944 г. было ликвидировано, а студенты этого отделения были переведены на другие специальности.

В годы Великой Отечественной войны многие выпускники и студенты техникума принимали участие в боях у стен Москвы и Сталинграда, защищали блокадный Ленинград, героически сражались на Орловско-Курской дуге, на Днепре, в Белоруссии и на Украине, участвовали во взятии Кенигсберга и Берлина. Встречались с фашистами в открытом морском бою и на рейде острова Диксон. В память о студентах, павших в боях за Родину в годы войны, на территории училища воздвигнут обелиск.

Первый курс штурманов Красноярского речного техникума, 1950 г. Источник: Государственный архив Красноярского края Первый курс штурманов Красноярского речного техникума, 1950 г. Источник: Государственный архив Красноярского края

В сентябре 1949 г. в речной техникум в качестве пополнения были приняты 52 студента Красноярского техникума сельскохозяйственного машиностроения в связи с его ликвидацией.

Второе рождение техникум получил в 1955 г.: Пеледуйское арктическое судостроительное училище и Красноярский речной техникум были реорганизованы в Красноярское речное училище. По приказу о реорганизации учебных заведений, подписанному 12 сентября 1955 г. министром речного флота СССР, Енисейское речное пароходство также доставило с Енисейской судоверфи, из Енисейска в Красноярск, три восьмиквартирных дома для речного училища.

В училище начали обучать специалистов среднего звена командного состава для речного флота и младших лейтенантов запаса для военно-морского флота.

7 января 1961 г. курсанты переселились в новое здание общежития в переулке Якорном, 3.

В 1960-е гг. был капитально отремонтирован учебный корпус, организованы новые учебные лаборатории, поступило новое навигационное оборудование, в училище появился учебный теплоход.

В марте 1981 г. начальником училища назначен В. В. Корнев. В это время совершенствовалась учебно-лабораторная база, открыты новые отделения электромехаников, морского судовождения, экологов. Училище стало центром переподготовки командного состава флота Восточной Сибири.

В кризисные 90-е гг. XX в. при отсутствии финансирования из федерального бюджета жизнь в училище не остановилась благодаря находчивости его руководства: за счет сельхозработ они обеспечили овощами столовую училища, открыли мастерскую пошива форменной одежды.

В 1992 г. в училище случился пожар. Огонь нанес серьезный ущерб первому и пятому этажам, а также центральному трапу. Никто из курсантов и работников не пострадал, и в этом большая заслуга курсанта Сергея Гурина, который умело организовал выход младшекурсников с пятого этажа на улицу. Начальник училища сумел с помощью коллектива работников училища и курсантов восстановить училище при активной поддержке пароходства и его предприятий.

Сегодня училище располагает соответствующей учебно-материальной базой, размещенной в 30 кабинетах и лабораториях. В училище имеются: три учебных судна, мастерские, водноспортивная база, спортивный зал, клуб, библиотека, курсантская столовая, медсанчасть, музей, благоустроенное общежитие для иногородних.

В 2005 г. Красноярское речное училище вошло в состав Новосибирской академии водного транспорта: начала действовать система, предусматривающая выбор специальности и адаптацию, подготовку специалистов среднего звена, затем получение высшего образования и диплома инженера при окончании академии.

Со дня основания училища подготовлено и выпущено более 12,5 тыс. техников — судоводителей, судомехаников, электромехаников, судостроителей, экологов, специалистов по экономике и бухгалтерскому учету, сервису на водном транспорте.

Более 600 выпускников окончили училище с отличием. Курсанты проходят производственную практику и востребованы не только на Енисее, но и на Лене, Чукотке, на Черном море.

Училище знаменито своими выпускниками. Первой женщиной-капитаном стала выпускница 1944 г. Мария Николаевна Ильина. В 20 лет она уже командовала пароходом «Максим Горький», а затем была капитаном парохода «Александр Пушкин». В 1949 г. ей было присвоено звание «Лучший капитан Министерства речного флота СССР». В ее честь одному из теплоходов было присвоено имя «Мария Ильина».

Первой женщиной-механиком речного флота на Енисее стала выпускница 1965 г. Любовь Прокопьевна Ким-Степанова. Она прошла путь от масленщика до старшего механика теплохода, группового механика технической эксплуатации. Награждена шестью медалями, в том числе — «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и «За трудовое отличие».

Виктор Савельевич Ледневский, выпускник 1948 г., известен во всем Енисейском бассейне. 56 лет отработал он на Енисейском флоте, в том числе был бессменным капитаном дизель-электрохода «Композитор Калинников» с 1973 по 1998 г. В 1948 г. участвовал в перегоне теплохода «Архангельск» из Ленинграда, а в 1949 г. — теплохода «В. Талалихин» из Горького на Енисей. За многолетний безупречный труд награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «Ветеран труда» и другими медалями и нагрудными знаками. В настоящее время работает групповым механиком в Енисейском пароходстве.

Алексей Федорович Родин 28 лет служил на Енисейском флоте, специалист высшего класса, лучший капитан Министерства речного флота, капитан дизель-электрохода «Латвия». Он явился инициатором внедрения круглогодичной эксплуатации пассажирского флота в условиях Сибири. В ознаменование его заслуг одному из теплоходов Енисейского флота присвоено имя «Капитан Родин».

Многие выпускники училища, работая на флоте, стали известными писателями, поэтами, художниками, прославляя в своих произведениях величавость и могущество сибирской реки Енисей, нелегкий труд речников, красоту сибирской природы. Картины выпускника училища Михаила Ефимовича Филатова, заслуженного художника РСФСР, можно увидеть во многих музеях России, в Национальном музее Гаваны на Кубе.

Анатолий Иванович Третьяков, окончив училище, несколько лет работал на Енисейском флоте помощником капитана на теплоходе «Красноярский рабочий». Стал известным поэтом не только в нашем крае, но и во всей России. Его стихи печатались в журналах «Огонек», «Смена», «Юность» и др. Многие его стихи посвящены родному Енисею.

Иван Тимофеевич Марусев, выпускник 1966 г., стал Героем Социалистического Труда.

Красноярское командное речное училище расположено по адресу: 660025, Красноярский край, г. Красноярск, пер. Якорный, 3.

Дата последнего изменения: 14.06.2017