Выберите категорию

×

Красноярская железная дорога — филиал ОАО «РЖД»

По Красноярской железной дороге идет основной поток грузов — более 80 % всей производимой на территории региона продукции и сырья.

Грузовой поезд на южном ходу Красноярской магистрали. Источник: сайт Красноярской железной дороги, www.kras.rzd.ru Грузовой поезд на южном ходу Красноярской магистрали. Источник: сайт Красноярской железной дороги, www.kras.rzd.ru

Красноярская железная дорога пролегает в четырех регионах России — Красноярском крае, Хакасии, Кемеровской и Иркутской областях. Будучи не самой крупной в сети ОАО «РЖД» по протяженности, это одна из ведущих дорог по своей технической оснащенности и объемам погрузки. Она соединяет крупные промышленные территории страны, где сосредоточены значительные энергетические ресурсы, лесные запасы, развита металлургическая и оборонная промышленность.

Для двух регионов России — Красноярского края и Хакасии, дорога является главной транспортной линией, по которой идет основной поток грузов (более 80% производимой здесь продукции и сырья).

История

Первый паровоз, вышедший из красноярского депо после революции, 1917 г. Источник: Государственный архив Красноярского края Первый паровоз, вышедший из красноярского депо после революции, 1917 г. Источник: Государственный архив Красноярского края

История Красноярской железной дороги неразрывно связана с историей Красноярска и Красноярского края. Больше века назад бурное развитие Красноярска началось именно с появления в городе железной дороги. Благодаря Транссибирской магистрали краевой центр быстро превратился в промышленный, научный и административный центр.

Вопрос о постройке Сибирской железной дороги был поднят впервые в конце 1850-х гг. К 1884 г. три железнодорожные линии подошли к западным границам Сибири и закончились в Тюмени, Уфе и Оренбурге. Строительство дорог далее на восток правительство считало нецелесообразным, и вопрос долго не рассматривался. И только в связи с бурным развитием сельскохозяйственного производства за Уралом, когда дешевые продукты сибирского земледелия, при условии их экспорта на западные рынки, смогли бы принести казне ощутимый доход, было решено строить дорогу дальше. В феврале 1891 г. было принято окончательное решение о строительстве Великого Сибирского пути. Общая стоимость дороги определялась примерно в 350 млн рублей. В марте того же года Александр III подписал высочайший рескрипт, повелевавший наследнику престола цесаревичу Николаю по возвращении из путешествия по странам Востока объявить о строительстве Транссиба и совершить закладку Уссурийского участка. Строительство было начато одновременно с двух сторон (от Челябинска до Владивостока). Сибирская линия была разделена на шесть участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский и Уссурийский. С прокладкой Западно-Сибирской линии от Челябинска и далее на восток в значительной степени неисследованным оставался Средне-Сибирский участок, от Оби в направлении на Красноярск и Иркутск.

В 1893 г. было образовано управление постройки Средне-Сибирской железной дороги во главе с резиденцией в Томске. Было утверждено направление трассы — от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск до Иркутска. 6 декабря 1895 г. в 14:00 в Красноярск прибыл первый поезд, который торжественно встречали 26 тыс. жителей. Временное рабочее движение открылось на всем протяжении от Оби до Красноярска.

Второй участок Средне-Сибирской дороги — Красноярско-Иркутский, по первоначальному плану предполагался к застройке лишь в 1896 г., по окончании линии от Челябинска до Красноярска. Осенью 1893 г. выяснилась необходимость довести Сибирскую железную дорогу до Иркутска двумя годами ранее назначенного срока, то есть в 1898 г. Красноярск в 1896—1898 гг. стал исходным пунктом прокладки магистрали на восток, к Иркутску. 16 августа 1898 г. первый поезд прибыл в Иркутск. Существенно осложнял движение разрыв железнодорожных путей у Красноярска из-за Енисея. Поэтому в 1895 г. были начаты работы по строительству железнодорожного моста через реку Енисей. 30 августа 1896 г. состоялась закладка моста. Строительство крупнейшего в Азии железнодорожного моста было закончено 28 марта 1899 г. Позже, в 1900 г., его модель экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где наравне с Эйфелевой башней мост получил Гран-при и золотую медаль.

С 1 января 1915 г. произошло разделение Сибирской магистрали на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую, Уссурийскую железные дороги. 3 октября 1921 г. вышло постановление Сибревкома, в соответствии с которым в Омске было создано управление Сибирского округа путей сообщения. Сибирский округ простирался от Челябинска до Иркутска и был разделен на восемь линейных отделов с центрами в Тюмени, Челябинске, Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Красноярске и Иркутске.

В 1924 г. территория Красноярской железной дороги вновь была включена в состав Томской железной дороги. В 1925 г. открылась новая железнодорожная линия Ачинск — Абакан, строительство которой было начато еще в 1914 г.

В 1934 г. из Томской и Забайкальской железных дорог была выделена Восточно-Сибирская, а в 1936 г. она разделилась на Восточно-Сибирскую и Красноярскую.

Приостановленное в военные годы строительство железной дороги возобновилось: в 1959 г. сданы в эксплуатацию линии Аскиз — Абаза, Междуреченск — Абакан; в 1965 г. сдан участок Абакан — Тайшет, в 1967 г. Ачинск — Лесосибирск; в 1968 г. Красная Сопка — Кия-Шалтырь; в 1969 г. Енисей — Дивногорск; в 1975 г. Решоты — Новобирюсинская; в 1977 г. Новобирюсинская — Карабула.

Красноярская дорога вновь включена в состав Восточно-Сибирской железной дороги в 1961 г., а затем вновь выделена в 1979 г.

В 1999 г. Красноярской железной дороге исполнилось 100 лет.

Сегодня масштабы Красноярской железной дороги и ее значимость для Красноярского края придают магистрали статус одного из важнейших участников социально-экономической жизни территории. В 2012 г. эксплуатационная длина пути Красноярской железной дороги составила 3 157,9 км, численность сотрудников — 35 645 человек, количество перевезенных грузов — 73,9 млн т. Ежегодный объем пассажиров в дальнем сообщении составляет более 2 млн человек, в пригородном сообщении — более 6,5 млн человек.

Более 80 % всей производимой на территории региона продукции и сырья перевозится по железной дороге.

Современность

Пассажирский поезд на железнодорожном мосту через Енисей. Источник: сайт Красноярской железной дороги, www.kras.rzd.ru Пассажирский поезд на железнодорожном мосту через Енисей. Источник: сайт Красноярской железной дороги, www.kras.rzd.ru

Чтобы не стать тормозом на пути грузопотоков, Красноярская железная дорога планомерно занимается развитием инфраструктуры. Ежегодно в создание новых мощностей инвестируется до 10 млрд рублей. Все больший масштаб приобретает модернизация южного хода Красноярской магистрали Междуреченск — Тайшет, две трети которого пролегают по территории Красноярского края. Линия Междуреченск — Тайшет обеспечивает экономические связи Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской и Иркутской областей, а также перевозки транзитных грузов. Она входит в транспортный коридор «Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел», имеющий стратегическое значение для экономики страны.

В 2009 г. в России произошла переориентация грузопотоков на восток. Все эти годы идет активное развитие добывающих и промышленных предприятий Красноярского края и Хакасии, растет и потребность зарубежных стран в углеводородном сырье, лесе, других материалах, а вместе с ней увеличивается и количество поездов, проходящих по линии Междуреченск — Тайшет.

Развитие участка Междуреченск — Тайшет входит в государственную программу модернизации железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. В 2010 г. здесь построены две новые станции — Береж и Козыла. Возводятся тоннели, где применяются новейшие технологии проходки скальных пород. Знаковым событием как для Красноярской железной дороги, так и для Красноярского края стало завершение в июле 2013 г. проходки нового Манского тоннеля в Партизанском районе.

Красноярская железная дорога участвует в реализации крупнейшего инвестиционного проекта Красноярского края — комплексном освоении Нижнего Приангарья. Здесь завершается строительство новой железнодорожной ветки Карабула — Ярки. В связи с этим новый виток развития переживает грузообразующая линия Нижнего Приангарья Решоты — Карабула, которой предстоит принять грузопоток из промышленного кластера. Здесь построена новая станция Каменная Речка, реконструирован северный парк станции Решоты, что не только оптимизировало работу с существующим грузопотоком, но и подготовило станцию к наращиванию объема перевозок. Примыкание транспортной инфраструктуры Богучанского алюминиевого завода к железнодорожным путям общего пользования обеспечит еще одна новая станция — Пихтовая.

Развитие проекта «Городская электричка» в Красноярске. Источник: сайт Красноярской железной дороги, www.kras.rzd.ru Развитие проекта «Городская электричка» в Красноярске. Источник: сайт Красноярской железной дороги, www.kras.rzd.ru

Для населения Красноярского края железнодорожный транспорт по-прежнему остается наиболее доступным. В среднем в год Красноярская железная дорога перевозит поездами дальнего и пригородного сообщения около 9 млн пассажиров. Вместе с регионом магистраль работает над расширением маршрутной сети электропоездов. Так, в 2013 г. региональная программа пригородных перевозок увеличена на 6 %.

Важнейшую роль Красноярская железная дорога играет в обеспечении транспортной доступности близлежащих к столице края городов и районов. Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск, Железногорск, Кедровый, а также Березовский, Емельяновский, Манский, Сухобузимский районы — границы между ними давно стерты в силу устойчивого развития маятниковой трудовой миграции населения.

Разработанный специалистами Красноярской магистрали проект движения электропоездов можно представить в виде двух колец. Внешнее охватывает города-спутники Сосновоборск и Железногорск, из которых ежедневно до 40 тыс. жителей отправляется на работу и учебу в столицу края. Внутреннее городское кольцо, охватывающее наиболее населенные районы Красноярска, по своей доступности способно заменить метро и разгрузить автомобильные артерии краевого центра. Сегодня внутригородские пассажирские перевозки осуществляются по маятниковой схеме, «полукольцом»: от станции Бугач (Октябрьский район) через вокзал станции Красноярск на правобережную станцию Базаиха (Ленинский район). Поэтапно добавляются рейсы в часы пик, вводятся сквозные маршруты, соединяющие лево- и правобережную части Красноярска. Тысячи жителей краевого центра уже оценили его преимущества — в часы пик наполняемость электропоездов во внутригородской зоне составляет 100 %.

Для движения электропоездов с интервалом в 30 минут и создания высокого уровня обслуживания пассажиров необходимо развитие железнодорожной и городской инфраструктуры. Оно предполагает строительство городских пересадочных узлов с конечными остановочными пунктами автомобильного транспорта, соединительных путей в районе станции Бугач, реконструкцию существующих остановочных пунктов в черте Красноярска, оптимизацию ряда городских маршрутов. На третьем этапе реализации проекта, после строительства второго пути по мосту «777», когда будут сняты все основные инфраструктурные ограничения, пассажиропоток «Городского кольца» составит 140 тыс. человек в сутки (36 млн пассажиров в год).

В планах железнодорожников также возведение дополнительных перронов с навесами и удлинение пешеходного моста и тоннеля на вокзале станции Красноярск. Обновленное здание вокзала, введенное в эксплуатацию в 2004 г., по праву считается самым красивым в Зауралье и вызывает особую гордость красноярцев. После реконструкции красноярский вокзал увеличился по площади почти вдвое: здесь появились сервис-центр, три комфортабельных зала ожидания, раздельные кассы для пассажиров дальнего следования и пригородного комплекса.

Пассажирский поезд Красноярск — Абакан на станции Красноярск. Источник: сайт Красноярской железной дороги, www.kras.rzd.ru Пассажирский поезд Красноярск — Абакан на станции Красноярск. Источник: сайт Красноярской железной дороги, www.kras.rzd.ru

Большое значение для региона имеют социальные проекты, реализуемые при участии Красноярской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Вот уже пять с половиной лет на отдаленных станциях Красноярского края работает передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)». За эти годы медицинский поезд принял более 84 тыс. пациентов. Все они — жители отдаленных населенных пунктов Красноярского края, в которых нет больниц, а порой даже и фельдшерских пунктов. «Поезд здоровья» — совместный проект ОАО «РЖД» и правительства Красноярского края. Это первый медицинский поезд в России, созданный на принципах государственно-частного партнерства и работающий в системе обязательного медицинского страхования. Чтобы попасть на прием к врачу «поезда здоровья», человек должен иметь при себе паспорт и страховой полис. Услуга оказывается бесплатно. В кабинетах установлены электроэнцефалограф, ультрафиолетовые облучатели, новая эндоскопическая видеосистема последнего поколения японских фирм «Олимпус» и «Фуджинон».

В феврале 2012 г. подписано соглашение о партнерстве и взаимовыгодном сотрудничестве между ОАО «РЖД» и правительством Красноярского края на 2012—2014 гг., в основе которого принцип взаимодействия дороги и региона в решении вопросов модернизации инфраструктуры, организации грузовых и пригородных пассажирских перевозок, строительства социальных объектов. Так, в рамках соглашения построен современный детский сад в поселке Саянском Рыбинского района Красноярского края. Площадь дошкольного образовательного учреждения составляет 6 тыс. кв. м, оно рассчитано на 290 малышей. Детский сад отвечает самым современным требованиям, он оборудован бассейном, спортзалом, компьютерным залом и игровыми комнатами, отдельно на каждую возрастную группу. Проект реализован на условиях паритета. Общая сумма инвестиций — 360 млн рублей.

Центральный офис Красноярской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» расположен по адресу: 660021, Россия, Красноярский край, город Красноярск, ул. Горького, 6. Официальный сайт: http://www.kras.rzd.ru/

Дата последнего изменения: 19.12.2016

Шкала времени