Ачинский Казанский собор — единственный сохранившийся с XIX в. и до наших дней в городе Ачинске православный храм.
Казанский кафедральный собор в г. Ачинске. Источник: официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска, www.aksobor.ru Казанский кафедральный собор в г. Ачинске. Источник: официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска, www.aksobor.ruПостроен в 1830—1832 гг. по проекту первого енисейского губернского архитектора Павла Федоровича Воцкого на добровольные пожертвования прихожан.
Решение о строительстве храма было принято жителями Ачинска и деревни Мазульской еще в 1822 г. Возведение церкви планировалось «за речкой Тебдяткой (Тептяткой) по течению ее, по левой стороне», где в летнее время обычно скапливалось большое количество людей (иногородних купцов, комиссионеров, припайщиков и др.). Ачинцы избрали строителями мещан Алексея Даниловича Хворостова и Семена Ермолаевича Патюкова. Однако на прошение о строительстве новой церкви, поданное Хворостовым в Красноярское духовное правление, был получен отказ.
Тобольская духовная консистория сочла просьбу о строительстве еще одного храма в городе неоправданной (в Ачинске в то время уже действовал Троицкий собор). Следующее прошение с подробным описанием духовных нужд Хворостов отправил Тобольскому и Сибирскому архиепископу Амвросию. В результате 19 августа 1825 г. был получен «Указ о дозволении устроить просимую церковь в городе Ачинске, за рекой Тебдяткой, вновь каменную». А 10 августа 1826 г. епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил, проезжая через Ачинск, «заложил во имя Казанской Божией Матери трехпрестольный храм». В сентябре этого же года Алексей Хворостов заключает с мастером каменных зданий, енисейским мещанином Иваном Ивановичем Ишимцовым контракт «о возведении означенного храма со всею отделкою, кроме иконостаса и крылосов».
В храме три престола: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, правый — во славу Вознесения Господня, левый — во имя великомученика и Победоносца Георгия. Здание собора выдержано в строгих монументальных формах стиля ампир с уникальной для Сибири центрально-осевой композицией, с массивным пятиглавием. На западном фасаде — четырехколонный портик. Высокий живописный объем церкви некогда был основным элементом, определяющим силуэт и выразительность заречной части города.