Начало енисейскому пароходству было положено в 1861 г. основанием частной пароходной компании енисейскими купцами А. С. Баландиным, Кытмановыми, Калашниковыми и Грязновыми.
Первый пароход на Енисее, 1863 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.
Первый пароход на Енисее, 1863 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.
Ввиду отсутствия хороших дорог большое значение имело открытие пароходного движения по Енисею. Первая попытка основать пароходное дело в губернии относится к 1845 г. и связана с именем крупного красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Он обратился в Министерство путей сообщения с заявкой на предоставление ему привилегии на основание и эксплуатацию пароходства на Енисее сроком на 6 лет. Но, получив ее, так и не успел построить пароход в срок.
Начало енисейскому пароходству было положено в 1861 г. основанием частной пароходной компании енисейскими купцами А. С. Баландиным, Кытмановыми, Калашниковыми и Грязновыми. Основной капитал компании составил 24 тыс. рублей. В 1862 г. приступили к постройке парохода. Его корпус был построен талантливым мастером-самоучкой, бывшим крепостным Худяковым. Одновременно были построены две деревянные баржи, с которыми пароход отправился в свой первый рейс на север 31 мая 1863 г. На баржах был груз: хлеб и промышленные товары. Пароход следовал до Гольчихи. Судно прошло вниз более 2 тыс. верст, сделав 15 остановок у зимовий, станков и стойбищ, и 22 июня прибыло в конечный пункт — базу рыбного промысла на Бреховских островах. В конце июня «Енисей» отправился в обратный путь. На устье рек Курейки и Нижней Тунгуски был принят груз — графит. И уже 16 июля караван прибыл вечером в Енисейск. Его встречали пушечной пальбой. Позднее был построен второй пароход — «Опыт» — с двигателем мощностью 25 л. с. Оба первых парохода арендовал известный енисейский промышленник М. К. Сидоров. В 1870-х гг. пароходная флотилия на Енисее увеличилась на два парохода: «Николай» и «Александр». Все четыре парохода курсировали в низовьях Енисея. Общий объем их грузоперевозок составлял 130 тыс. пудов.
Вплоть до 1880-х гг. пароходное движение осуществлялось только в нижнем течении Енисея, путь к Красноярску преграждали Казачинские пороги. Но в 1881 г. Н. Г. Гадалов приобрел у фирмы «Кнопп» два парохода — «Москва» и «Дальман» — с более мощными двигателями, которые успешно преодолели пороги. В 1882 г. в Красноярск прибыл пароход «Москва», который через пороги перетащили с помощью специальных тросов и воротов, а в 1884 г. «Дальман» уже своим ходом преодолел пороги, положив начало регулярному движению по всему течению Енисея. К 1888 г. пароходный парк на Енисее увеличился до шести пароходов, три из которых принадлежали фирме Гадаловых, остальные — известному иркутскому предпринимателю А. М. Сибирякову. К этому времени пароходное движение уже осуществлялось и по притокам Енисея: Подкаменной и Нижней Тунгускам и Ангаре. В 1890 г. Гадаловы, объединившись с купцом Е. Жернаковым, учредили Сибирскую акционерную компанию срочного буксирно-пассажирского пароходства по Енисею, Оби и Иртышу с основным капиталом 1250 тыс. рублей. К этому времени Гадаловы имели уже восемь пароходов и несколько барж.