Выберите категорию

×

Судоходство по Енисею во второй половине XIX в.

Начало енисейскому пароходству было положено в 1861 г. основанием частной пароходной компании енисейскими купцами А. С. Баландиным, Кытмановыми, Калашниковыми и Грязновыми.

Первый пароход на Енисее, 1863 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Первый пароход на Енисее, 1863 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Ввиду отсутствия хороших дорог большое значение имело открытие пароходного движения по Енисею. Первая попытка основать пароходное дело в губернии относится к 1845 г. и связана с именем крупного красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Он обратился в Министерство путей сообщения с заявкой на предоставление ему привилегии на основание и эксплуатацию пароходства на Енисее сроком на 6 лет. Но, получив ее, так и не успел построить пароход в срок.

Начало енисейскому пароходству было положено в 1861 г. основанием частной пароходной компании енисейскими купцами А. С. Баландиным, Кытмановыми, Калашниковыми и Грязновыми. Основной капитал компании составил 24 тыс. рублей. В 1862 г. приступили к постройке парохода. Его корпус был построен талантливым мастером-самоучкой, бывшим крепостным Худяковым. Одновременно были построены две деревянные баржи, с которыми пароход отправился в свой первый рейс на север 31 мая 1863 г. На баржах был груз: хлеб и промышленные товары. Пароход следовал до Гольчихи. Судно прошло вниз более 2 тыс. верст, сделав 15 остановок у зимовий, станков и стойбищ, и 22 июня прибыло в конечный пункт — базу рыбного промысла на Бреховских островах. В конце июня «Енисей» отправился в обратный путь. На устье рек Курейки и Нижней Тунгуски был принят груз — графит. И уже 16 июля караван прибыл вечером в Енисейск. Его встречали пушечной пальбой. Позднее был построен второй пароход — «Опыт» — с двигателем мощностью 25 л. с. Оба первых парохода арендовал известный енисейский промышленник М. К. Сидоров. В 1870-х гг. пароходная флотилия на Енисее увеличилась на два парохода: «Николай» и «Александр». Все четыре парохода курсировали в низовьях Енисея. Общий объем их грузоперевозок составлял 130 тыс. пудов.

Вплоть до 1880-х гг. пароходное движение осуществлялось только в нижнем течении Енисея, путь к Красноярску преграждали Казачинские пороги. Но в 1881 г. Н. Г. Гадалов приобрел у фирмы «Кнопп» два парохода — «Москва» и «Дальман» — с более мощными двигателями, которые успешно преодолели пороги. В 1882 г. в Красноярск прибыл пароход «Москва», который через пороги перетащили с помощью специальных тросов и воротов, а в 1884 г. «Дальман» уже своим ходом преодолел пороги, положив начало регулярному движению по всему течению Енисея. К 1888 г. пароходный парк на Енисее увеличился до шести пароходов, три из которых принадлежали фирме Гадаловых, остальные — известному иркутскому предпринимателю А. М. Сибирякову. К этому времени пароходное движение уже осуществлялось и по притокам Енисея: Подкаменной и Нижней Тунгускам и Ангаре. В 1890 г. Гадаловы, объединившись с купцом Е. Жернаковым, учредили Сибирскую акционерную компанию срочного буксирно-пассажирского пароходства по Енисею, Оби и Иртышу с основным капиталом 1250 тыс. рублей. К этому времени Гадаловы имели уже восемь пароходов и несколько барж.

Пароходная пристань на острове Посадном на Енисее, вид на остров Телячий, 1886 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Пароходная пристань на острове Посадном на Енисее, вид на остров Телячий, 1886 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

С историей судоходства на Енисее связаны попытки устройства Обь-Енисейского канала. В 1872 г. енисейский купец П. Фунтусов организовал на свои средства экспедицию для изучения притоков Енисея и Оби, через которые предполагалось соединить их каналом. В перспективе строительство канала давало возможность резко увеличить доставку грузов на золотые прииски в Енисейской тайге, что сулило огромные прибыли. Инициатива купца привлекла внимание в правительственных кругах. В 1875 г. Министерство путей сообщения организовало ряд экспедиций в этот район, по материалам которых был разработан проект строительства канала по рекам Озерная, Язевая, Большой и Малый Кас. Проектная стоимость строительных работ, рассчитанных на 7 лет, составляла 8 млн рублей. Проект строительства Обь-Енисейского канала был рассмотрен в 1882 г. на заседании Государственного совета и получил одобрение. Руководителем работ назначен талантливый российский гидротехник, начальник Томского округа путей сообщения, барон Б. А. Аминов.

Начавшиеся в 1883 г. строительные работы продвигались очень медленно из-за недостатка финансирования, но уже в 1888 г. по каналу был сделан первый рейс до Енисейска. Завершение работ и открытие судоходства планировалось на 1892 г. Несмотря на то что работы шли полным ходом, в чиновных кругах не прекращались споры о целесообразности строительства канала. И хотя проект пользовался поддержкой Александра III, все же у него было много противников, в т. ч. в лице сибирских предпринимателей, связанных с извозным промыслом, опасавшихся, что со строительством канала изменится направление грузопотоков, и это приведет к сокращению их доходов. В 1893 г. Обь-Енисейский водный путь был открыт, хотя фактически еще пять лет достраивались шлюзы, плотины и прочие сооружения. Однако практическое использование канала так и не началось, лишь несколько раз за навигацию по нему проходили пароходы и баржи. Начавшееся в 1891 г. строительство Сибирской железной дороги окончательно похоронило этот проект, и к 1902 г. финансирование строительства канала было прекращено.

Пароход «Сибиряк» Н. Г. Гадалова на Батеневской пристани. Минусинский уезд, с. Батени. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Пароход «Сибиряк» Н. Г. Гадалова на Батеневской пристани. Минусинский уезд, с. Батени. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Почти одновременно с началом пароходства по Енисею стало развиваться пароходное движение на его притоках. По Ангаре до Иркутска ходили пароходы, принадлежавшие И. М. Сибирякову. С 1864 г. началось движение пароходов по Чулыму. Пионером в этом деле стал тюменский купец И. Тюфин. Его пароход «Сибиряк» с двумя баржами поднялся по Чулыму до Ачинска, положив начало регулярному грузовому и пассажирскому сообщению.

В 1868 г. был сделан первый рейс по реке Кети до села Маковского из Тобольска, однако регулярное пароходное сообщение по этому маршруту не удалось наладить по причине мелкого фарватера реки. Поднимался вопрос о строительстве канала между Чулымом и Енисеем для транспортировки хлеба из Минусинского округа в Западную Сибирь. Однако изучение гидрологических условий и экономические расчеты проекта показали его несостоятельность.

Развитие пароходства в Енисейской губернии значительно отставало по масштабам и формам организации капитала в отрасли по сравнению с соседними губерниями Западной и Восточной Сибири. Пароходный парк за 30 лет вырос незначительно: в нижнем течении Енисея в начале 1890-х гг. курсировали пять пароходов, между Красноярском и Минусинском — три; объем грузоперевозок вырос всего лишь на 22%. А в середине 1890-х гг. в связи с постройкой железной дороги грузопотоки переместились, что привело к сокращению перевозок на речном транспорте.

Тормозящее влияние оказывала нехватка квалифицированных кадров. В губернии не было ни одного училища по подготовке плавсостава, нередко даже капитаны и штурманы не имели соответствующей профессиональной подготовки. Кадры матросов комплектовались из крестьян-отходников.

Дата последнего изменения: 24.09.2014

Шкала времени

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.