Выберите категорию

×

Армяне

На территории Енисейской губернии армяне появились в XIX в.: Всероссийская перепись 1897 г. зафиксировала 44 человека — носителя армянского языка.

Иллюстрация из книги «Этнографическое описание народов России». Издательство: Ляйпциг, 1803 г. Иллюстрация из книги «Этнографическое описание народов России». Издательство: Ляйпциг, 1803 г.

Армяне (хай, гай) — основное население Армении. Компактно расселены в Нагорном Карабахе и Грузии. Живут более чем в 70 странах мира, преимущественно в крупных городах. Большие армянские общины имеются в США, Франции, Иране, Ливане, Сирии, Украине. В Российской Федерации численность армян составляет 1 182 388 человек, по данным переписи 2010 г.

Государственный язык — армянский, образующий отдельную группу индоевропейской семьи; существует два варианта литературного языка: восточно-армянский (Республика Армения) и западно-армянский, имеющих многочисленные диалекты и говоры. Письменность на основе древнего армянского алфавита. Верующие армяне — в основном христиане-монофиситы (Армянская апостольская церковь). Имеются также армяно-католики, в незначительном количестве — католики и протестанты.

Этническое формирование древнеармянской народности происходило в IX—VI вв. до н. э. в рамках государства Урарту, сумевшего объединить разрозненные княжества Армянского нагорья. Свою страну народ называл Хайк — по имени мифического предка. В древнеперсидских текстах страна называется Армина, в древнегреческих — Армения. Армянская народность укреплялась и развивалась в непрерывной борьбе с внешними завоевателями — персами, римлянами, парфянами, арабами, турками-сельджуками. В 301 г. армянами было принято христианство, ставшее государственной религией. А с 506 г. армяно-григорианская церковь обрела самостоятельность.

В 405–406 гг. был создан армянский алфавит, который употребляется до сих пор почти без изменений. Это сыграло большую роль в развитии армянской культуры, сохранении и упрочении этнического самосознания и в поддержании тесных связей между разбросанными по всему миру этническими группами армян.

Начиная с VII в., складываются многочисленные армянские колонии за пределами исторической родины. Основная причина их образования — непрерывные войны на территории Армении, национальные и религиозные преследования, массовые переселения армян завоевателями. Самая массовая миграция из турецкой Армении в 1915—1916 гг. была вызвана геноцидом, учиненным османскими властями. Определенную роль в миграции армян играли также социально-экономические и культурные факторы.

В Киевской Руси первые колонии армян появились в X в. в Киеве, Новгороде, Владимире и других городах. Они состояли в основном из ремесленников, купцов, врачей и сыграли большую роль в установлении торговых и культурных связей Руси с Закавказьем. В XI в. армянские поселения зафиксированы в Крыму и Поволжье, в XIV в. — в Москве, в XVIII в. — в Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе и в низовьях Дона, на Черноморском побережье Кавказа — с 70-х гг. XIX в. В первой четверти XIX в. Восточная Армения вошла в состав Российской империи. До Первой мировой войны здесь проживало около 1,5 млн армян. В 1920 г. в Армении была установлена советская власть, образована Армянская ССР со столицей Ереван. В 1991 г. провозглашено суверенное государство — Республика Армения.

Основная масса армян на исконно этнической территории сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, лен, конопля, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством. Скотоводство пастбищное либо отгонное, специализация — выращивание крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей, а также тяглового скота (буйволов, мулов и ослов). Было развито ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) ремесла.

Традиционная семья у армян — большая, патриархальная, с четкой половозрастной регламентацией прав и обязанностей ее членов. Для армянской диаспоры основными сферами деятельности в прошлом и настоящем остаются торговля, финансы, наука и культура.

Основной тип традиционного жилища — глхатун (тун) — наземное или полуподземное квадратное сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянное с земляной засыпкой), опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. Жилая и хозяйственная части могли помещаться как под одной кровлей, так и раздельно (в теплых районах). Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины (бухари).

Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно и нередко в целях обороны соединялись тайными ходами. В горах крыша одного дома могла служить двориком другого.

В конце XIX в. в деревню проникают городские виды построек — полутора- и двухэтажные, с большими окнами, черепичной двух- или четырехскатной крышей и открытой верандой. В середине XX в. в Армении уже преобладает двухэтажный многокомнатный дом из хорошо отесанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с четырехскатной шиферной или жестяной крышей, открытой или застекленной верандой, печным или водяным отоплением и другими современными удобствами.

В процессе перестройки поселения приобретают уличную планировку, с приусадебными садами и огородами. Тонир обычно сохраняется, но выносится за пределы дома в особую пристройку.

Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки мужчины носили архалух (тип длинного сюртука) или короткие открытые жилеты и куртки. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи — черкески; подпоясывались либо поясом, или (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник.

Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные или тканевые шапки. Женщины покрывали голову накидками, дополняемыми ободком с различными украшениями. Обувь представляла собой поршни (сшитые из куска сыромятной кожи, собранные на щиколотке ремешком), туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца XIX в. эти формы национального костюма постепенно вытесняются одеждой европейского покроя.

Курд (слева) и армянин (справа). Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007 г.) Курд (слева) и армянин (справа). Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007 г.)

В основе традиционной пищи — зерновые продукты. Из пшеничной, а в прошлом и ячменной муки в специальных печах — тонирах — выпекают тонкий хлеб (лаваш), делают тонкую лапшу (аршта), слоеные пирожки с мясом (пури самса), традиционное сладкое печенье (гата, хурабиа). Отметим, что хлеб у армян имел сакральное значение. Неслучайно в старину клялись хлебом и на хлебе. Хлеб как символ благополучия играл большую роль в обрядах жизненного цикла армянского народа.

Из круп варятся каши, заправляются ими супы, делаются различные виды плова. Плов с изюмом обязателен на свадебном и поминальном столах. Широко распространены молочные продукты — сыры (панир, чечил), топленое масло (юх). Кислое молоко (мацун) и пахта (тан) употребляются как прохладительные напитки и как основа для приготовления супов. Особенно ценится мацун из буйволиного молока. Из молока готовят молочный суп — катнапур.

В обрядовых блюдах использовалось вареное мясо, по праздникам — жареное. По-прежнему большой популярностью пользуются люля-кебаб и особенно шашлык (хороваи), который по старинным обычаям заворачивается в лаваш. Сохранилось приготовление из измельченной баранины, приправленной различными специями и высушенной на солнце, традиционной колбасы (суджук), а также вяленого в специях мяса (бастурма).

Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса — пшеничная каша с разваренной курятиной, кюфта — мясокрупяные тефтели в супе, толма — овощные голубцы из виноградных листьев с мясо-крупяным фаршем. В различных видах готовится красная и зеленая фасоль (лоби). Самое национальное рыбное блюдо — севанская форель в различных видах.

Очень широк набор консервов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно использование пряных трав в свежем и сушеном виде. Из огромного перечня ягод и фруктов, произрастающих в Армении, самыми вкусными считаются абрикос и виноград. Из винограда производится всемирно известный армянский коньяк.

Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: народные сказки, песни, анекдоты, пословицы. Большой интерес представляют мифические сказания о предке армян Гайке, об Ара Прекрасном. Мировую известность получил героический эпос «Давид Сасунский». Из старинных песен выделяются трудовые песни и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпосы и песни исполняются народными певцами — гусанами. До сегодняшнего дня используются такие древние музыкальные инструменты, как кяманча, кямани (смычковые), саз, чонгур, уд, тар и канон (щипковые), блул, дудук, зурна (духовые), даф, нагара, сантур (ударные). Среди национальных праздников и памятных дат современной Армении: Аманор — Новый год (1 января), Трндез — праздник молодоженов (13 февраля), День красоты (7 апреля), День памяти жертв геноцида армян (24 апреля), День Конституции (5 июля), День Независимости (21 сентября), День памяти жертв землетрясения в Спитаке (7 декабря).

С. М. Прокудин-Горский. Армянка в национальном костюме. Артвин. Источник: открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского», http://prokudin-gorskiy.ru/ С. М. Прокудин-Горский. Армянка в национальном костюме. Артвин. Источник: открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского», http://prokudin-gorskiy.ru/

На территории Красноярского края армяне появились в XIX в. Всероссийская перепись 1897 г. зафиксировала 44 человека — носителя армянского языка (половина из них горожане), по вероисповеданию — приверженцев армяно-григорианской (35 чел.) и армяно-католической (4 чел.) церквей. Вплоть до середины XX в. численность армян в Красноярском крае оставалась незначительной. И только в послевоенный период в связи с индустриальным развитием региона начинается устойчивый прирост армянского населения.

Распад Советского Союза, осложнение политической ситуации на Северном Кавказе и ухудшение там социально-экономического положения стали причиной массового оттока населения из Армении. В Российской Федерации с 1989 по 2002 г. численность армян увеличилась в 2,1 раза, а в Красноярском крае — в 3,5 раза. На конец 2002 г. в Красноярском крае насчитывалось 10,8 тыс. армян. Из них каждый четвертый (26,1%) был гражданином Армении. Основная масса армян является городскими жителями (86,7%), главным образом города Красноярска (6,1 тыс. чел.). Крупные общины имеются в Ачинске и Норильске.

По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае проживают 10 677 армян. Национальное у красноярских армян ярко проявляется в сохранении кулинарных традиций. Даже в интерьере обычных квартир обязательны вещи, напоминающие о родине: национальные ковры, картины с родными пейзажами, нарды, поделки из камня, маленькие модели хачкара, стоящего на горстке земли, макеты храмов традиционной армянской архитектуры и др. У верующих армян в комнатах можно встретить иконы, стоящие на специальных полках или расположенные на стене.

С 1998 г. в Красноярске работает общество армянской культуры «Ехпайрутюн» («Братство»), с 2000 г. действует народный хореографический ансамбль «Армения». В 2003 г. в Красноярске открылся храм Святого Саркиса (Сурб Саркис), который остается единственным за Уралом армянским храмом.

Представители армянской национальности работают в разных сферах жизни Красноярского края. Среди них можно отметить почетного гражданина г. Красноярска, заслуженного архитектора России Арэга Демирханова; заслуженного работника культуры России Германа Шахраманяна; видных зодчих, созидавших в Норильске, Геворга Кочара и Микаэла Мазманяна; основателя красноярской научной школы лесной микробиологии, профессора Азата Гукасяна; заслуженного врача Российской Федерации, главного врача Института медицинских проблем Севера Минздрава РФ Эдуарда Каспарова; доктора медицинских наук, академика РАЕН Гамлета Арутюняна; скрипача-виртуоза Вардана Маркосяна; заслуженного тренера СССР Сергея Хачикяна; чемпиона мира по вольной борьбе Владимира Модосяна и др.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Интернет-проект «История России до 1917 года: лекции, фото, видео, аудио, карты, архивы».
  3. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».