Выберите категорию

×

Казаки

К казакам причисляет себя 361 житель Красноярского края.

Казаки — сословная группа в составе русского народа. К концу 1917 г. в России насчиты­валось 13 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Ус­сурийское. В отдельные периоды существовали Яицкое и Волжское казачьи войска. Численность казачьего населения на 1 января 1913 г. составляла свыше 9 млн человек, из них войскового сословия — 4,2 млн человек. Согласно переписи населения 2010 г. в России к казакам причисляют себя 67 573 человека.

Говорят на русском языке. Выделяются диалекты разных групп — донской, уральский, оренбургский и др.

В зависимости от тер­ритории размещения в ка­зачье сословие включали представителей некоторых нерусских народов (татар, калмыков, кумыков, чеченцев, ногаев, башкир, бурят и др.), что привело в ряде войск к распространению двуязы­чия и иных вероисповеданий в национальных подразделе­ниях. В настоящее время со­хранилась небольшая группа крещеных татар-нагайбаков, вышедшая из оренбургско­го казачества и осевшая на Урале.

Верующие казаки — пра­вославные; старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибир­ском и Донском казачестве. Соборность является одним из основных элементов са­мосознания казаков. Другие составляющие — общность происхождения, социального положения, бытового уклада и т. д. Казачья община сочетала функции социальной, воен­ной и хозяйственной органи­зации. Наличие собственной военной силы обеспечивало сравнительную самостоятель­ность по отношению к государству и способствовало устойчивому сохранению традиций казачьего само­управления (круг) и демокра­тического характера многих институтов казачьей воль­ницы.

Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие начался в конце XVII в. и завершился в XIX в. Государство ис­пользовало казаков пре­имущественно для военной службы, пограничной охраны и хозяйственного освоения присоединенных земель на Кавказе, Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане и Сред­ней Азии. За службу они получили привилегии: земли, жалованье, право беспошлин­ной торговли некоторыми то­варами, безоброчной добычи соли, ловли рыбы и др.

В годы Гражданской вой­ны (1917—1920) казачество понесло большие потери, часть была вынуждена эмиг­рировать с остатками Белой гвардии за рубеж. Проведение советским государством политики расказачивания, затем раскулачивания и социального нивелирования в период коллективизации привело к разрушению тра­диционного казачьего быта. Из этносословной группы казачество трансформирова­лось в этнокультурную группу с размытыми границами проживания. Интерес к истории, тради­циям и культуре казачества в России стал возрождаться только с конца 1980-х гг.

Появление казаков в приграничных с Сибирью районах относится к 156080-м гг. и связано с деятельностью пермских солепромышленников Строгановых. С разрешения Ивана Грозного для охраны своих владений от набегов зауральских племен они набирали отряды вольных охочих казаков. Среди последних были атаманы Ермак, Иван Кольцо, Никита Пан. В 1582—1585 гг. казачья дружина под командованием Ермака совершила поход на Сибирское ханство, после которого началось стремительное присоединение к России зауральских территорий — вплоть до Тихого океана.

В Сибири казаки появились с конца XVI в. в составе гарнизонов первых русских острогов — Тобольска, Березова, Пелыма, Сургута. В первой половине XVII в. по мере русского продвижения на восток подразделения казаков оказались в Мангазее (1601), Енисейске (1619), Ачинске (1621), Красноярске и Канске (1628).

Казачьи партии, опираясь на эти укрепленные пункты, начинали проводить разведку по притокам Енисея, пробираться на Чулым, Ангару, Лену, Индигирку, Колыму, Амур, Камчатку, закладывая на своем пути новые укрепленные пункты, зимовья и остроги.

Казаки-енисейцы внесли большой вклад в дело изу­чения и освоения огромных пространств Сибири. Это ата­маны Иван Галкин и Максим Перфильев, десятник Василий Бугор, казаки Гаврилов (Вторко), Дмитрий Зырян, Постник Иванов, Иван Камчатой, Савва Стародубцев и др. В Енисейске некоторое время служил знаменитый атаман Семен Дежнев; атаман Ерофей Хабаров совершил поход из Мангазеи на север для исследования полуострова Таймыр.

Первые казаки, пришедшие в Сибирь в составе дружины Ермака, были выходцами из вольных казачьих общин Дона, Урала, Северного Кавказа, Запорожья. В конце XVI — XVII вв. сибирское казачество комплектовалось преимущественно за счет перевода в Сибирь «на вечную службу» служилых людей из Европейской России и ссылки «в службу» уголов­ников, участников антипра­вительственных выступлений, украинских казаков, военно­пленных поляков, литовцев и немцев. С середины XVII в. в комплектовании казачества все большую роль играет естественный прирост, а с XVIII в. он становится единственным источником пополнения казачьих сотен. В XVII в. казаки являлись главной, а в большинстве случаев и единственной силой в гарнизонах сибирских городов, крепостей и остро­гов; они были основным звеном, обеспечивающим государственное управление краем.

Казаки входили в состав так называемых служилых людей. К на­чалу XVIII в. их численность составляла в Сибири более 5,5 тыс. человек, в т. ч. в Тобольске — 1,7 тыс. человек, в Енисейске — 280 человек, в Мангазее (Туруханск) — 142 человека, в Красноярске — 617 человек, в Иркут­ске — 950 человек, в Якутске — 880 человек.

По роду своей службы казаки делились на две-ка­тегории: городовых (полковые) и станичных. К первым относились казаки, которые еще не обзавелись прочным хозяйством или отбывавшие службу вдали от их посто­янного места жительства. Станичные же казаки должны были нести службу в местах своего жительства, в т. ч. и на пограничных постах и заставах. На службу казаки зачислялись с 16-летнего возраста и несли ее «до того времени, пока продолжать оную в силах».

Круг служебных обязан­ностей казаков не регла­ментировался. В XVII в. первенствовали чисто военные функции — захват новых сибирских «землиц», приведение в русское поддан­ство местных племен и сбор с них ясака. Казаки несли также гарнизонную службу, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные гру­зы, выполняли полицейские функции, охраняли казенные учреждения и склады, вино­куренные заводы и золотые прииски, обеспечивали рабо­ту таможен.

В XVIII в. количество казаков сокращается. По при­нятому в 1725 г. штатному расписанию в северных районах Сибири полагалось иметь 4430 казаков, из них в Тобольске — 1000 человек, в Енисейске — 300 человек, в Красноярске — 700 человек, в Иркутске с че­тырьмя острогами — 630 человек, в Якутске — 1000 человек. В начале XIX в. городовые казаки оставались разделенными на команды, приписанные к опре­деленным городам, в т. ч. к Енисейску (110—120 чел.), Красноярску (530—540 чел.), Туруханску (70—80 чел.).

В 1772 г. на юге Забайка­лья, на китайской границе, образуется пограничное казачье войско (будущее Забайкальское), а в 1808 г. на юге Западной Сибири — Сибирское линейное казачье войско. Пограничную службу вплоть до середины XIX в. несли также красноярские казаки и частично иркутские.

По «Уставу о сибирских городовых казаках» 1822 г. казачьи команды упразднялись, а городовые казаки сводились в полки. Всего в Сибири было создано семь городовых казачьих пол­ков пятисотенного состава, в т. ч. Енисейский, к которому была приписана Абаканская и Минусинская станицы. Две сотни полка дислоцировались в Красноярске, по одной — в Туруханске, Енисейске и Минусинске.

Устав 1822 г. вводил также единообразие об­мундирования, вооружения и строевой подготовки. Все городовые казачьи полки были отнесены к разряду губернской и окружной поли­ции. На 1837 г. в Енисейском казачьем полку числилось 1063 человека мужского населения.

В 1851 г. Енисейский казачий полк был снова реформирован, в его состав включались станичные казаки губернии, вследствие чего численность полка достигла 4391 человека. На этом реорганизация не закончилась, уже через 20 лет Енисейский казачий полк упразднили с оставлением на действительной службе одной конной сотни. В военное время на ее основе должен быть развер­нут дивизион трехсотенного состава, что и произошло в Русско-японскую и Первую мировую войны.

В 1915 г. был сформиро­ван и отправлен на турецкий фронт сводный Енисейский казачий полк. Кроме того, ка­зачье население Енисейской губернии сформировало три казачьи дружины и выставило на фронт несколько марше­вых казачьих команд. Всего же за годы Первой мировой войны, по различным свиде­тельствам, енисейские казаки выставили три казачьих полка и две батареи.

К 1917 г., по данным Всероссийской сельскохозяй­ственной переписи, Енисей­ское казачество насчитывало более 14 тыс. человек обоего пола.

Февраль 1917 г. активизи­ровал общественные настро­ения в казачьей среде. 25 мая (8 июня по старому стилю) 1917 г. в Красноярске прошел I съезд енисейских казаков, который провозгласил обра­зование Енисейского каза­чьего войска (ЕКВ). Однако зимой 1918 г. большинство казаков по требованию крас­ногвардейцев разоружились, а руководители ЕКВ были вынуждены скрыться.

Восстановление воен­ной структуры Енисейского казачьего войска произошло зимой 1919 г. уже при колчаковской власти. Вместе с белогвардейскими войсками два полка ЕКВ отступали на вос­ток и впоследствии оказались в эмиграции в Маньчжурии.

Советская власть лик­видировала казачество как особое военно-служилое сословие. Енисейское и Иркут­ское казачьи войска, а также Якутский казачий полк были упразднены. Оставшееся в Си­бири малочисленное казаче­ство впоследствии полностью растворилось среди местного населения.

Фильм «Зачем России казаки» из цикла программ «Непотерянный рай», 2011 г. Авторы: Сергей Герасимов, Андрей Магомедов, Николай Бекетов. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»

Возрождение казачест­ва на Енисее, как и по всей России, началось в конце 1980-х гг. В апреле 1991 г. прошел Учредительный круг Енисейского войскового казачьего общества (ЕВКО). В его состав вошли потомки как собственно енисейских казаков, так и донских, ураль­ских, оренбургских и других казаков, депортированных в 1920—30-е гг. в Сибирь. При администрации Красноярского края в разные периоды времени работал отдел (управление) по делам казачества (1993—2004 гг.).

В настоящее время Енисейское казачество на постоянной основе сотрудничает с органами и учреж­дениями государственной власти в деле охраны общественного порядка во время массовых мероприя­тий, соблюдения гражданами правил пользования лесны­ми, рыбными и земельными ресурсами. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Красноярском крае к казакам причисляют себя 391 человек.

В культурной и духов­ной жизни Красноярского края енисейское казачество играет заметную роль. Казаки принимают участие в губернаторских смотрах и парадах, посвященных Дню Победы, городских и войско­вых праздниках. Ежегодно проводятся фестивали казачьей песни, на которые съезжаются творче­ские коллективы со всей территории Краснояр­ского края и сопредельных регионов. Традиционным для казаков стало празднова­ние дня рождения матери художника Василия Сурико­ва — Прасковьи Федоровны, имевшей казацкие корни.

В духовной сфере члены казачьего общества обяза­тельно участвуют во всех престольных праздниках, вос­становлении храмов и дру­гих мероприятиях Русской православной церкви. Ведется научно-иссле­довательская работа по изучению старинных обычаев казачества в архивах, биб­лиотеках и музеях. Восста­новлены клейноды (символы) енисейского казака. Многие собранные материалы попали в местный музей казачьей истории.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Интернет-проект «История России до 1917 года: лекции, фото, видео, аудио, карты, архивы».
  3. Мезинт, Л. Э. История Красноярского края: 1917—1940. — Красноярск: РИО КГПУ, 2001. — С. 67.
  4. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».