К казакам причисляет себя 361 житель Красноярского края.
Казаки — сословная группа в составе русского народа. К концу 1917 г. в России насчитывалось 13 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. В отдельные периоды существовали Яицкое и Волжское казачьи войска. Численность казачьего населения на 1 января 1913 г. составляла свыше 9 млн человек, из них войскового сословия — 4,2 млн человек. Согласно переписи населения 2010 г. в России к казакам причисляют себя 67 573 человека.
Говорят на русском языке. Выделяются диалекты разных групп — донской, уральский, оренбургский и др.
В зависимости от территории размещения в казачье сословие включали представителей некоторых нерусских народов (татар, калмыков, кумыков, чеченцев, ногаев, башкир, бурят и др.), что привело в ряде войск к распространению двуязычия и иных вероисповеданий в национальных подразделениях. В настоящее время сохранилась небольшая группа крещеных татар-нагайбаков, вышедшая из оренбургского казачества и осевшая на Урале.
Верующие казаки — православные; старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибирском и Донском казачестве. Соборность является одним из основных элементов самосознания казаков. Другие составляющие — общность происхождения, социального положения, бытового уклада и т. д. Казачья община сочетала функции социальной, военной и хозяйственной организации. Наличие собственной военной силы обеспечивало сравнительную самостоятельность по отношению к государству и способствовало устойчивому сохранению традиций казачьего самоуправления (круг) и демократического характера многих институтов казачьей вольницы.
Процесс формирования казачества в особое военно-служилоесословие начался в конце XVII в. и завершился в XIX в. Государство использовало казаков преимущественно для военной службы, пограничной охраны и хозяйственного освоения присоединенных земель на Кавказе, Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане и Средней Азии. За службу они получили привилегии: земли, жалованье, право беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной добычи соли, ловли рыбы и др.
В годы Гражданской войны (1917—1920) казачество понесло большие потери, часть была вынуждена эмигрировать с остатками Белой гвардии за рубеж. Проведение советским государством политики расказачивания, затем раскулачивания и социального нивелирования в период коллективизации привело к разрушению традиционного казачьего быта. Из этносословной группы казачество трансформировалось в этнокультурную группу с размытыми границами проживания. Интерес к истории, традициям и культуре казачества в России стал возрождаться только с конца 1980-х гг.
Появление казаков в приграничных с Сибирью районах относится к 1560—80-м гг. и связано с деятельностью пермских солепромышленников Строгановых. С разрешения Ивана Грозного для охраны своих владений от набегов зауральских племен они набирали отряды вольных охочих казаков. Среди последних были атаманы Ермак, Иван Кольцо, Никита Пан. В 1582—1585 гг. казачья дружина под командованием Ермака совершила поход на Сибирское ханство, после которого началось стремительное присоединение к России зауральских территорий — вплоть до Тихого океана.
В Сибири казаки появились с конца XVI в. в составе гарнизонов первых русских острогов — Тобольска, Березова, Пелыма, Сургута. В первой половине XVII в. по мере русского продвижения на восток подразделения казаков оказались в Мангазее (1601), Енисейске (1619), Ачинске (1621), Красноярске и Канске (1628).
Казачьи партии, опираясь на эти укрепленные пункты, начинали проводить разведку по притокам Енисея, пробираться на Чулым, Ангару, Лену, Индигирку, Колыму, Амур, Камчатку, закладывая на своем пути новые укрепленные пункты, зимовья и остроги.
Казаки-енисейцы внесли большой вклад в дело изучения и освоения огромных пространств Сибири. Это атаманы Иван Галкин и Максим Перфильев, десятник Василий Бугор, казаки Гаврилов (Вторко), Дмитрий Зырян, Постник Иванов, Иван Камчатой, Савва Стародубцев и др. В Енисейске некоторое время служил знаменитый атаман Семен Дежнев; атаман Ерофей Хабаров совершил поход из Мангазеи на север для исследования полуострова Таймыр.
Первые казаки, пришедшие в Сибирь в составе дружины Ермака, были выходцами из вольных казачьих общин Дона, Урала, Северного Кавказа, Запорожья. В конце XVI — XVII вв. сибирское казачество комплектовалось преимущественно за счет перевода в Сибирь «на вечную службу» служилых людей из Европейской России и ссылки «в службу» уголовников, участников антиправительственных выступлений, украинских казаков, военнопленных поляков, литовцев и немцев. С середины XVII в. в комплектовании казачества все большую роль играет естественный прирост, а с XVIII в. он становится единственным источником пополнения казачьих сотен. В XVII в. казаки являлись главной, а в большинстве случаев и единственной силой в гарнизонах сибирских городов, крепостей и острогов; они были основным звеном, обеспечивающим государственное управление краем.
Казаки входили в состав так называемых служилых людей. К началу XVIII в. их численность составляла в Сибири более 5,5 тыс. человек, в т. ч. в Тобольске — 1,7 тыс. человек, в Енисейске — 280 человек, в Мангазее (Туруханск) — 142 человека, в Красноярске — 617 человек, в Иркутске — 950 человек, в Якутске — 880 человек.
По роду своей службы казаки делились на две-категории: городовых (полковые) и станичных. К первым относились казаки, которые еще не обзавелись прочным хозяйством или отбывавшие службу вдали от их постоянного места жительства. Станичные же казаки должны были нести службу в местах своего жительства, в т. ч. и на пограничных постах и заставах. На службу казаки зачислялись с 16-летнего возраста и несли ее «до того времени, пока продолжать оную в силах».
Круг служебных обязанностей казаков не регламентировался. В XVII в. первенствовали чисто военные функции — захват новых сибирских «землиц», приведение в русское подданство местных племен и сбор с них ясака. Казаки несли также гарнизонную службу, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные грузы, выполняли полицейские функции, охраняли казенные учреждения и склады, винокуренные заводы и золотые прииски, обеспечивали работу таможен.
В XVIII в. количество казаков сокращается. По принятому в 1725 г. штатному расписанию в северных районах Сибири полагалось иметь 4430 казаков, из них в Тобольске — 1000 человек, в Енисейске — 300 человек, в Красноярске — 700 человек, в Иркутске с четырьмя острогами — 630 человек, в Якутске — 1000 человек. В начале XIX в. городовые казаки оставались разделенными на команды, приписанные к определенным городам, в т. ч. к Енисейску (110—120 чел.), Красноярску (530—540 чел.), Туруханску (70—80 чел.).
В 1772 г. на юге Забайкалья, на китайской границе, образуется пограничное казачье войско (будущее Забайкальское), а в 1808 г. на юге Западной Сибири — Сибирское линейное казачье войско. Пограничную службу вплоть до середины XIX в. несли также красноярские казаки и частично иркутские.
По «Уставу о сибирских городовых казаках» 1822 г. казачьи команды упразднялись, а городовые казаки сводились в полки. Всего в Сибири было создано семь городовых казачьих полков пятисотенного состава, в т. ч. Енисейский, к которому была приписана Абаканская и Минусинская станицы. Две сотни полка дислоцировались в Красноярске, по одной — в Туруханске, Енисейске и Минусинске.
Устав 1822 г. вводил также единообразие обмундирования, вооружения и строевой подготовки. Все городовые казачьи полки были отнесены к разряду губернской и окружной полиции. На 1837 г. в Енисейском казачьем полку числилось 1063 человека мужского населения.
В 1851 г. Енисейский казачий полк был снова реформирован, в его состав включались станичные казаки губернии, вследствие чего численность полка достигла 4391 человека. На этом реорганизация не закончилась, уже через 20 лет Енисейский казачий полк упразднили с оставлением на действительной службе одной конной сотни. В военное время на ее основе должен быть развернут дивизион трехсотенного состава, что и произошло в Русско-японскую и Первую мировую войны.
В 1915 г. был сформирован и отправлен на турецкий фронт сводный Енисейский казачий полк. Кроме того, казачье население Енисейской губернии сформировало три казачьи дружины и выставило на фронт несколько маршевых казачьих команд. Всего же за годы Первой мировой войны, по различным свидетельствам, енисейские казаки выставили три казачьих полка и две батареи.
К 1917 г., по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, Енисейское казачество насчитывало более 14 тыс. человек обоего пола.
Февраль 1917 г. активизировал общественные настроения в казачьей среде. 25 мая (8 июня по старому стилю) 1917 г. в Красноярске прошел I съезд енисейских казаков, который провозгласил образование Енисейского казачьего войска (ЕКВ). Однако зимой 1918 г. большинство казаков по требованию красногвардейцев разоружились, а руководители ЕКВ были вынуждены скрыться.
Восстановление военной структуры Енисейского казачьего войска произошло зимой 1919 г. уже при колчаковской власти. Вместе с белогвардейскими войсками два полка ЕКВ отступали на восток и впоследствии оказались в эмиграции в Маньчжурии.
Советская власть ликвидировала казачество как особое военно-служилоесословие. Енисейское и Иркутское казачьи войска, а также Якутский казачий полк были упразднены. Оставшееся в Сибири малочисленное казачество впоследствии полностью растворилось среди местного населения.
Фильм «Зачем России казаки» из цикла программ «Непотерянный рай», 2011 г. Авторы: Сергей Герасимов, Андрей Магомедов, Николай Бекетов. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»
Возрождение казачества на Енисее, как и по всей России, началось в конце 1980-х гг. В апреле 1991 г. прошел Учредительный круг Енисейского войскового казачьего общества (ЕВКО). В его состав вошли потомки как собственно енисейских казаков, так и донских, уральских, оренбургских и других казаков, депортированных в 1920—30-е гг. в Сибирь. При администрации Красноярского края в разные периоды времени работал отдел (управление) по делам казачества (1993—2004 гг.).
В настоящее время Енисейское казачество на постоянной основе сотрудничает с органами и учреждениями государственной власти в деле охраны общественного порядка во время массовых мероприятий, соблюдения гражданами правил пользования лесными, рыбными и земельными ресурсами. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Красноярском крае к казакам причисляют себя 391 человек.
В культурной и духовной жизни Красноярского края енисейское казачество играет заметную роль. Казаки принимают участие в губернаторских смотрах и парадах, посвященных Дню Победы, городских и войсковых праздниках. Ежегодно проводятся фестивали казачьей песни, на которые съезжаются творческие коллективы со всей территории Красноярского края и сопредельных регионов. Традиционным для казаков стало празднование дня рождения матери художника Василия Сурикова — Прасковьи Федоровны, имевшей казацкие корни.
В духовной сфере члены казачьего общества обязательно участвуют во всех престольных праздниках, восстановлении храмов и других мероприятиях Русской православной церкви. Ведется научно-исследовательская работа по изучению старинных обычаев казачества в архивах, библиотеках и музеях. Восстановлены клейноды (символы) енисейского казака. Многие собранные материалы попали в местный музей казачьей истории.