Выберите категорию

×

Латыши, латгальцы

В Красноярском крае до настоящего времени сохранились латышская деревня Нижняя Буланка, три небольших латгальских поселения в Большеулуйском районе, деревня Сухоной в Уярском районе.

Латыши (латвиеши, латвиетис) — народ, основное население Латвии. За пределами Латвии живут в Канаде, США, Австралии, Украине, Швеции, Литве. В Российской Федерации территориями преимущественного проживания латышей являются Красноярский край, Москва и Омская область. По данным переписи населения 2010 г., в России проживают 18 979 латышей.

В качестве этнической группы выделяют латгальцев (латгалиетис), которые отличаются по языку, хозяйственному укладу, вероисповеданию, одежде и др. Существует точка зрения о самостоятельности латгальского этноса. Перепись 2010 г. зафиксировала в России 1089 латгальцев.

Латышский язык относится к балтской группе индоевропейской языковой семьи. Различают диалекты: среднелатышский, легший в основу литературного языка, верхнелатышский (латгальский) и с недавнего времени — ливонский. Письменность с XVI в. на основе латинской графики. Верующие латыши — в основном лютеране, латгальцы — католики.

Предки латышей (балтские племена) поселились на территории современной Латвии еще во 2-м тыс. до н. э. Здесь и происходило в дальнейшем этническое становление латышского народа. Балтоязычные курши, земгалы и латгалы соседствовали с финноязычными ливами.

В IX—X вв. сюда проникают шведы и славяне. С конца XII в. эти территории подверглись немецкой колонизации и вошли в состав Ливонского ордена и других немецких княжеств. На территории Латвии распространилось католичество, а с первой половины XVI в. — протестантизм. В 1561 г. большая часть Латвии стала зависимой от Великого княжества Литовского, позднее — Речи Посполитой. Западные районы Латвии в XVII в. отошли к Швеции. В XVIII в. в результате Северной войны и разделов Польши Латвия была присоединена к Российской империи. Из новых земель были образованы Курляндская и Лифляндская губернии, а Латгалия вошла в Витебскую губернию.

В 1920 г. Латвия становится независимой республикой. В 1940 г. она входит в состав Советского Союза на правах Латвийской ССР, а в 1990 г. вновь обретает независимость.

Основные традиционные занятия латышей: земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии — лен), животноводство (молочный скот, овцы, свиньи, лошади), а на побережье Балтики — рыболовство.

Были распространены различные ремесла: обработка дерева, кожи, металла, янтаря, ткачество, вязание, вышивка, керамика, плетение лозы. И сегодня эти виды прикладного искусства широко развиты в латышской среде.

Срубный дом на фундаменте из дикого камня является традиционным жилищем латышей. Крыша делалась двускатной, крылась соломой, тростником или дранкой. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней с кухней. В 1920-30-х гг. распространение получили сельские дома типа коттеджей.

Латышский женский костюм — длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне). Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. У латышек рубахи украшались мережкой, поверх одежды набрасывалась белая накидка. Головной убор девушек — красный венок, расшитый бисером, у замужних женщин — белый вышитый чепец. На голове носили металлические или тканевые на твердом каркасе вышитые бисером венки.

Латгальский женский костюм состоял из рубахи с красным браным или вшитым узором, клетчатой юбки, белой накидки с сине-зеленой вышивкой, льняного наплечного покрывала (снатене). Замужние женщины носили полотенчатый головной убор, девушки — красный, вышитый бисером венок.

Мужская одежда была более однообразна. Она состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь — сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась черная или серая шляпа (ратене). У мужчин и женщин рубахи закалывались у ворота металлической пряжкой.

В основе традиционной пищи латышей — ржаная мука, крупы, горох, бобы, капуста, картофель, конопляное масло, молоко. Типичные блюда: похлебки из круп (путра) и овощей (капости), рыбный суп на молоке, каши, клецки из гороха или бобов; в праздники — пироги, печенье, мясные блюда. Например, на Рождество и Новый год — свиная голова с кислой капустой, на Пасху — яйца и студень, на Янов день (Лиго) — «янов сыр» из творога. Традиционные напитки: сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, березовый сок и квас на его основе.

И сегодня у латышей Красноярья, особенно сельчан, популярны такие национальные блюда, как домашние колбаски, тминный сыр, свиной пятачок, особое печенье с перцем и корицей (пипаркукас), пирожки со шпеком, домашнее ячменное пиво и др.

Устное народное творчество латышей включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. Богат песенный фольклор — дайны (песни трудовые, сатирические, бытовые, календарные). Основные музыкальные инструменты — цитра, кокле (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др. Народные песни являются важнейшей частью репертуара регулярно проводимых с 1873 г. вселатышских праздников песни.

Латыши в праздничной одежде. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. Латыши в праздничной одежде. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г.

В Сибири первые латыши появились в начале XIX в. Это были ссыльнопоселенцы, для которых создавались специальные лютеранские колонии. В Енисейской губернии такой колонией стала Нижняя Буланка Минусинского уезда (1858). В 1881 г. здесь был образован самостоятельный приход, и для приезжающих пасторов был построен дом. В Нижней Буланке к 1926 г. проживало почти 1200 человек.

В пореформенный период в Сибирь хлынул поток добровольных переселенцев из Латвии. В 1897 г. в Енисейской губернии проживало уже 1445 латышей. В Минусинском уезде образуется село Крославка (1891), а в Ачинском уезде — село Бороковка (1898), ставшие со временем самыми крупными латгальскими поселениями.

В период столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию потянулись тысячи переселенцев из Прибалтики. Именно тогда в Ачинском уезде появились деревни Двинка (ныне Тюхтетский район) и Ченстаховка, поселок Варшавский, а также сотни латышских и латгальских хуторов. Так, знаменитые Борисовские хутора Уярского района объединяли на 1926 г. 155 латышских и латгальских хуторов, Каменогорновский сельсовет — 90 хуторов, Томнинский сельсовет — 136 хуторов.

В годы Первой мировой войны и революций 1917 г. в Россию попало около 700 тыс. беженцев и эвакуированных из Латвии. После образования Латвийской Республики и заключения двусторонних договоров с Советской Россией начинается репатриация латышских переселенцев на родину, которая растянулась по времени до 1926 г. В рамках этого процесса Красноярск становится одним из крупных перевалочных пунктов по формированию и отправке эшелонов в Латвию. Уже в конце 1921 г. красноярцы рапортовали в Москву, что в Енисейской губернии из 4,5 тыс. зарегистрированных латышских оптантов 3,9 тыс. было реэвакуировано на родину.

Однако основная масса переселенцев-колонистов все же осталась в Сибири. Перепись населения 1926 г. зафиксировала в Енисейской губернии 10,7 тыс. латышей и 5,6 тыс. латгальцев. Они проживали преимущественно в Красноярском и Ачинском округах, предпочитая хуторскую форму поселения. По этому показателю латыши вместе с латгальцами превзошли другие народы Балтии, на их долю пришлось 40% всех хуторских хозяйств региона. В местах компактного проживания на их основе было образовано 5 национальных сельсоветов.

В начале 1920-х гг. при органах государственной власти Енисейской губернии и ряде уездов действовали латышско-латгальские секции. К 1926 г. по линии народного образования и политпросвета функционировало 4 пункта ликвидации неграмотности, 4 избы-читальни, 4 красных уголка и 15 школ, в т. ч. единственная на всю Россию латгальская школа-семилетка в селе Крославка. Из Новосибирска, Москвы и Ленинграда в Енисейский регион поступали национальные газеты, литература и учебники. На базе Ачинского педагогического техникума стали готовить латгальских учителей. Там же действовал единственный на всю страну театр, который ставил постановки на латгальском наречии. Драматические, музыкальные, литературные и другие кружки работали при всех сельских очагах культуры, здесь же широко отмечались национальные и религиозные праздники.

Однако во второй половине 1930-х гг. в экономической и культурной жизни всех прибалтийских народов России произошли негативные изменения. В ходе необоснованных репрессий и роста эмиграционных настроений численность латышской диаспоры Красноярского края стала снижаться. Все школы и учреждения культуры были переведены на русский язык, прекратилась подготовка национальных кадров и издание литературы на родном языке.

Накануне и в ходе Великой Отечественной войны в Сибирь были направлены десятки тыс. депортированных и беженцев из Латвии. Так, в июне 1941 г. в Красноярский край и Новосибирскую область прибыло более 14,5 тыс. депортированных латышей. В 1944—1946 гг. часть эвакуированных и старых поселенцев возвращается в Латвию, однако в 1949 г. начинается новая волна депортаций.

Процесс возвращения на родину активизируется во второй половине 1950-х гг. Именно с этого времени начинается неуклонное сокращение численности латышской диаспоры Красноярского края. Причины — общие для многих народов: возвращение на родину репрессированных, добровольный выезд бывших колонистов, ассимиляция оставшихся в условиях иноязычной среды.

По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае насчитывается 2184 латыша и 577 латгальцев. В регионе выделяют три группы территорий расселения латышей: центральная (Красноярск), западная (Ачинск, Ачинский, Большеулуйский р-ны) и южная (Ужурский, Каратузский и Ермаковский р-ны). До настоящего времени сохранились латышская деревня Нижняя Буланка, три небольших латгальских поселения в Большеулуйском районе. Кроме того, компактная группа проживает в деревне Сухоной Уярского района.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».