Выберите категорию

×

Осетины

После революции 1905 г. в Енисейскую губернию был сослан осетин Хаджи Гетоев, ставший в годы Гражданской войны одним из организаторов Красной гвардии в Канском уезде.

Осетины (ирон, дигороп, туалаг) — народ на Центральном Кавказе, основное население Северной Осетии в Российской Федерации и Южной Осетии в Грузии. В России проживают 528 515 осетин, по данным переписи населения 2010 г.

Основные субэтнические группы осетин: иронцы (48 чел., по переписи 2010 г.) и дигорцы (223 чел., по переписи 2010 г.). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеются два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Различия между ними столь существенны, что до 1937 г. дигорский диалект считался даже отдельным языком и имел специальный алфавит. Письменность с середины XIX в. на основе русского алфавита, короткий период (с 1923 по 1938 г.) — на основе латиницы. В Южной Осетии первоначально использовали грузинский алфавит, а с 1954 г. перешли на русскую графику.

Большинство верующих осетин исповедуют православие, которое проникало в регион в VI—VII вв. из Византии, позже из Грузии, а с XVIII в. из России; меньшинство придерживаются ислама, воспринятого в XVII—XVIII вв. от кабардинцев; в ряде мест сохранялись языческие верования и обряды.

Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа и с пришлыми ираноязычными народами — скифами, сарматами и особенно аланами (с I  в. н. э.). Сложившийся здесь мощный союз аланов положил начало образованию осетинской народности. В XIII в. аланское государство было разгромлено монголо-татарами, а сами аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались четыре крупных общества, восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское и Тагаурское), на южных — множество более мелких обществ, находившихся в зависимости от грузинских князей. Немало осетин-алан ушло в Монголию и страны Восточной Европы. В Венгрии до сих пор живут их потомки, которые именуют себя ясами.

В 1774 г. Осетия вошла в состав России, после чего началось переселение части осетин с горных районов на равнинные земли, отведенные царским правительством. После 1917 г. происходит массовое переселение горцев на равнину. В 1922 г. была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 г. — Северо-Осетинская АО, которая в 1936 г. была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 г. провозглашается Республика Северная Осетия — Алания.

Самыми почитаемыми национальными праздниками осетин являются Хетаджи дзуар (8 июля) — в честь святого Хетага, покровителя урожая, путников и воинов, и Джиуаргуба (19 ноября) — в честь святого Георгия. Последний праздник проводится после завершения всех уборочных работ и длится целую неделю. На него приглашаются соседи, ближайшие родственники и друзья из числа мужчин. Старшие возносят молитву святому Георгию, поручают его попечительству семью хозяина, просят здоровья и счастья младшим, желают достатка в следующем году.

Среди разнообразных жанров фольклора выделяется знаменитый эпос о нартах — сообществе древних богатырей. В Осетии живут десятки сказителей, исполняющих песни о нартах. Сохранились также героические песни, предания, плачи, пословицы. Интересна инструментальная музыка осетин, представленная преимущественно танцевальными наигрышами.

Среди традиционных инструментов: арфы различных видов, дала-фандыр (двухструнный щипковый), киссын-фандыр (струнно-смычковый), уадынз (свирель), фидиуаг (из бычьего рога), карцганан — (трещотки), гумсаг (барабан). В последующем получили распространение гармоники, балалайка, скрипка.

На равнине осетины занимались преимущественно земледелием (пшеница, кукуруза, просо, ячмень), в горах превалировало скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот). Были развиты домашние промыслы и ремесла — производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.

Традиционные поселения в горах (кау) застраивались одно- или двухэтажными домами с плоскими крышами, небольшими окнами и земляными полами. Первый этаж обычно предназначался для скота, на втором имелось много комнат, с обязательным помещением для гостей (кунацкой) и большой столовой, совмещенной с кухней. Памятниками традиционной архитектуры Осетии являются многоярусные боевые замки, жилые двух-, трехэтажные башни, разнотипные склеповые сооружения, языческие святилища.

В Южной Осетии распространены жилища с закрытой террасой и четырехскатной крышей, первый этаж из камня, второй — из дерева. Менее зажиточные осетины жили в турлучных (плетневых) и в саманных домах, крытых соломой или камышом.

Традиционная мужская одежда осетин — черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы — из овчины или каракуля, башлык, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь — ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма — кинжал.

Женская повседневная одежда до XIX в. была по покрою почти идентична мужской. С проникновением элементов русской культуры она становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним — шелковая юбка, короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась легким ажурным платком.

Пища осетин схожа с кухней других народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине — мучные и овощные. Из мучных изделий большое распространение получили кукурузные и просяные чуреки, пироги с различной начинкой: из мяса, сыра, фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т. д.

Мясо чаще всего варилось целой тушей или крупными кусками; очень популярен шашлык из баранины, изготавливаемый без предварительного маринования. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топленое масло, кефир, различные каши на молоке. Особое место в рационе занимает дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой. В Южной Осетии часто готовят грузинские блюда: лобио, сациви, чахохбили, харчо.

Наиболее почитаемым древним напитком осетин является пиво, которое готовили в горах из ячменя, а на равнине, помимо того, из пшеницы и кукурузы. Распространена повсеместно арака — водка из кукурузы, а в Южной Осетии — различные вина.

Вплоть до сегодняшних дней соблюдается национальный застольный этикет: по выбору тамады, рассадке гостей, подаче блюд и распределении мяса среди едоков.

Представители осетинского народа долгое время не жаловали далекую, пугающую Сибирь. Перепись 1897 г. выявила в Енисейской губернии только 25 человек — носителей осетинского языка. И в последующем их число не превышало нескольких десятков человек: 1920 г. — 8 человек, 1926 г. — 60 человек, 1939 г. — 100 человек. Постепенный рост диаспоры начинается только в послевоенное время, достигнув своего максимума — почти две тыс. человек — в конце 1980-х гг. Практически не повлияли на численность осетин трудные 1990-е гг., когда красноярская диаспора уменьшилась всего на 6%.

По данным переписи 2010 г., в крае проживают 1493 осетина и 4 дигорца, в основном в Красноярске и в Норильске.

В исторической летописи Красноярского края значится немало выходцев из Осетии. После революции 1905 г. в Енисейскую губернию был сослан Хаджи Гетоев, ставший в годы Гражданской войны одним из организаторов Красной гвардии в Канском уезде. Сегодня одна из улиц города Канска носит его имя. С Красноярском связал свою творческую деятельность композитор Олег Меремкулов.

Честь красноярской школы вольной борьбы отстаивал Илья Илбакиев — неоднократный призер чемпионатов России. С этим же видом спорта связал свою жизнь красноярец Амурхан Битаров, заслуженный тренер России и судья международной категории.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.