Выберите категорию

×

Поляки

В конце XIX  — начале XX в. в Енисейской губернии были образованы 10 польских деревень и около 70 хуторов.

Поляки (поляци) — народ, основное население Польши. Крупные польские диаспоры находятся в США, Германии, Франции, Белоруссии, Канаде, Литве, Украине, Чехии. Общины поляков имеются также в Латвии, Великобритании, Бразилии, Аргентине, Словакии, Казахстане и др. В Российской Федерации насчитывается 47 125 поляков, по данным переписи 2010 г.

Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие поляки — в основном католики, есть протестанты и православные.

Этническую основу польского народа составили объединения западнославянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Их консолидация осуществлялась в ходе формирования и развития древнепольского государства (X—XI вв.). Эти процессы тормозились политической раздробленностью и усилением немецкого влияния в западных и северных территориях. Лишь после объединения земель в рамках единого Польского государства в XIV—XV вв. и образования в XVI в. мощной Речи Посполитой сформировалась в целом основа будущей польской нации.

В конце XVIII в. Польша утратила свою государственность, а ее территория оказалась разделенной между Россией, Австрией и Пруссией. В 1918 г. образовалось независимое Польское государство. После Второй мировой войны произошло окончательное формирование границ современной Польши с почти однородным национальным составом населения.

В Польше отмечаются праздники: народный карнавал Запусты (аналог Масленицы), Вельканоц (Пасха), День Конституции (3 мая), День поминовения умерших (2 ноября), День независимости (11 ноября), Рождество (25 декабря).

Главным занятием поляков являлось земледелие. Основное направление — возделывание зерновых культур и картофеля. Важное место имели овощеводство и садоводство. Развито животноводство — молочное и мясное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). Для переездов, перевозок, отчасти сельскохозяйственных работ использовали лошадей, в меньшей степени — волов. На морском побережье издревле было развито рыболовство. Подсобные занятия — пчеловодство, сбор грибов и ягод.

Большинство поляков носят современные костюмы. Традиционную народную одежду надевают в части деревень по праздникам. Польский национальный костюм очень разнообразен и ярок. Каждый регион имеет свои виды одежды, свой стиль и цветовую гамму вышивки. Так, в окрестностях г. Лович крестьяне шьют национальную одежду из полосатой ткани. В горах мужчины носят штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку из белой шерсти.

Своеобразен краковский костюм: у женщин — юбка из ткани в цветочек, тюлевый или полотняный передник, поверх рубахи суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьем; у мужчин — рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, головной убор (конфедератка), украшенный перьями и цветными лентами.

Поляки сохранили немало традиционных способов приготовления пищи: мясной, молочной, овощной. Из супов были распространены кислые похлебки: жур (из муки, заквашенной на воде), квасница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свеклы), у шляхты — пивной супчик. Самое распространенное блюдо — бигос из квашеной или свежей капусты с мясом, колбасой, луком, грибами. Обильное использование овощей и грибов — отличительная черта польской кухни. В мясных блюдах предпочтение отдавалось свинине. Из нее же делали разнообразные зельцы, колбасы, ветчины. Большое место в питании поляков занимают блюда из картофеля и молока (творог, различные сыры).

Польская кухня славится также кондитерскими изделиями: свадебная и новогодняя выпечка в виде птиц и животных, песочное печенье с начинкой (мазурки), пряники, торты, знаменитые старопольские бабы, пирожные и т. д. Традиционные напитки: крепкий черный кофе и чай, из алкогольных — прежде всего пиво, а также местные водки и медовухи.

В Польше живы традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок (узоры из бумаги), вышивка, керамика, ткачество и плетение. Богато устное народное творчество: обрядовые, календарные, лирические, семейные, трудовые песни, легенды, сказки, басни, пословицы и др. Польские народные танцы — полонез, краковяк, мазурка — в переработанном виде распространились по всей Европе.

Народные танцы, песни и музыка вошли в репертуар современных профессиональных коллективов. Обрядовые народные песни издревле сопровождались игрой на бубнах, свистульках, колотушках (с XI в.). В числе других музыкальных инструментов — скрипки, мазанки, марины (струнные), лигавки, базуны, тромбиты (духовые).

Поляки. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. Поляки. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г.

Первые поляки попали в Сибирь еще в XVII в. вместе с отрядами казаков-землепроходцев. Это были служилые люди из числа добровольцев или бывших пленных эпохи постоянных войн России с Речью Посполитой. Так, с 1622 г. воеводой строящегося Енисейского острога (ныне город Енисейск) был назначен Павел Хмелевский. В «Списке жителей Красноярского острога» от 30 сентября 1671 г. была поименована группа «поляков и других иноземцев».

С конца XVIII в. сибирские губернии постоянно пополняются тысячами каторжан и ссыльнопоселенцев из числа участников польских восстаний 1794, 18301831, 1846, 1863—1864 гг. После последнего события в Енисейскую губернию было сослано 3719 человек. После 1883 г. полякам было разрешено вернуться на родину, но многие из них остались в Сибири. К 1897 г. в губернии насчитывалось почти 6 тыс. поляков, что составляло один процент населения региона. Уже тогда удельный вес горожан (14 %) у поляков был выше, чем в среднем по губернии (11 %). Еще одна отличительная черта — превалирование мужской части населения (74 %), следствием чего стало большое число браков с русскими женщинами.

Многие поляки владели различными ремеслами. Среди них были искусные слесари и столяры, кондитеры и сапожники, портные и парикмахеры, колбасники и пивовары, садоводы и огородники. Так, ссыльный поляк Валицкий устраивал оранжереи и теплицы в Енисейске и на таежных золотых приисках. В 1877 г. поляк Матушинский открыл в Енисейске магазин «Варшавский». В дальнейшем так называемые варшавские магазины, парикмахерские, кондитерские возникли в Красноярске, Канске, Томске.

Из польской среды вышли многие ученые-естествоиспытатели, которые внесли значительную лепту в изучение и освоение Приенисейского края. Геолог и палеонтолог А. Л. Чекановский изучал бассейн реки Нижней Тунгуски, где обнаружил месторождения каменного угля и графита; И. Д. Черский составил геологические карты ряда территорий Енисейской губернии. Картографической прокладкой трассы под строительство Транссиба руководил геолог К. И. Богданович; основные угольные месторождения Енисейской губернии были детально исследованы П. К. Яворовским.

Этнографические исследования коренных народов Сибири и Дальнего Востока проводили поляки Бенедикт Дыбовский, Бронислав Пилсудский, Вацлав Серошевский, Феликс Кон, Эдуард Пекарский. Красноярскую гимназию окончил Александр Скочинский, ставший впоследствии крупнейшим ученым в области горного дела. Из поляков был один из енисейских губернаторов — Иван Крафт.

В конце XIX — начале XX в. в Сибирь в поисках лучшей доли и свободных земель устремились польские крестьяне. Этот поток усилился в годы столыпинской аграрной реформы. Именно в этот период было образовано 10 польских деревень и около 70 хуторов. Наиболее крупные из них деревня Конок (1898) Красноярского уезда и деревня Николаевка (1900) Канского уезда. К 1926 г. в них насчитывалось по 135 хозяйств и почти 700 жителей.

Поддерживать национальные и духовные традиции помогала римско-католическая церковь. Костелы были построены в Красноярске и Ачинске, деревнях Конок, Креславка, Лакино. В годы Первой мировой войны в Енисейскую губернию прибыло немало беженцев из Польши.

В этот период в Красноярске, Канске и других городах начинают возникать польские общественные организации, которые оказывали помощь беженцам, занимались образовательной культурно-просветительской работой.

В годы Гражданской войны в Енисейской губернии была сформирована 5-я польская дивизия, вошедшая в состав корпуса белочехов. После изгнания Колчака в Красноярске разместили военнопленных из 20-й польской дивизии. После заключения мирного соглашения между Советской Россией и Польшей в 1920 г. многие польские переселенцы стали возвращаться на родину.

Только за 1921—1922 гг. через Красноярск прошло 9,7 тыс. польских репатриантов. Но несмотря на отток населения, к 1926 г. численность польской диаспоры в Енисейской губернии достигла своего максимального значения — почти 15 тыс. человек. На местах стали открываться школы с польским языком обучения, национально-культурные учреждения, поступали газеты и литература на польском языке.

Однако с конца 1930-х гг. образовательная и издательская деятельность на польском языке была свернута. С 1940 г. в Сибирь потянулись новые эшелоны с поляками, которых депортировали из Западной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В Красноярском крае их число превысило 20 тыс. человек.

С началом Великой Отечественной войны все польские граждане были амнистированы, из них стали формировать воинские подразделения (армия Андерса, а затем Войско польское) для борьбы с фашистской Германией. В Красноярске к 1945 г. регулярно выходили в эфир радиопередачи на польском языке, работало несколько детских домов и шесть школ для детей польских мигрантов, причем обучение в них велось по старым польским программам и учебникам.

В послевоенное десятилетие тысячи поляков вернулись на родину. Перепись 1959 г. зафиксировала в Красноярском крае 6,4 тыс. человек польской национальности, после чего численность диаспоры стала неуклонно уменьшаться, достигнув в 2002 г. отметки в 2519 человек. По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают 1268 поляков. В основном они проживают в Красноярске, Норильске и Канске. Сохранились такие польские деревни, как Александровка в Краснотуранском районе и Конок в Партизанском районе Красноярского края, однако число поляков в них невелико.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.