Выберите категорию

×

Цыгане

В Красноярском крае абсолютное большинство цыган являются горожанами и предпочитают жить в Красноярске, Канске и Минусинске.

Цыгане (рома, ром, дом, сэрвы) — народ, живущий во многих странах мира. Наиболее крупные общины имеются в Венгрии, Словакии, Румынии, Болгарии, Чехии, Югославии. В Российской Федерации, по данным переписи населения 2010 г., насчитывается 204 958 цыган. Территориями преимущественного проживания являются Ставропольский край, Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская и Самарская области.

В процессе расселения сложились многочисленные субэтнические группы цыган: кэлдэрари, ловари, сэрвы и др. В качестве отдельного этноса принято выделять среднеазиатских цыган (отличия по языку, традициям, костюму, занятиям, самосознанию, вероисповеданию и др.). Таджики их называют джуги, узбеки — люля (люли), самоназвание — мугат.

Говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской языковой семьи. Язык имеет множество диалектов. Люли говорят на узбекском, джуги — на таджикском языках.

Верующие цыгане в России в основном православные, на Балканах и в Средней Азии — мусульмане-сунниты, в странах Европы — католики. Распространены также традиционные верования.

Предки цыган покинули Индию в конце 1-го тыс., осев в Передней Азии и в Египте. В X—XI вв. они продвинулись на Балканский полуостров и к XVI в. расселились по европейским странам. В XVIII в. они проникают в Северную Африку, в XIX в. — в Америку и Австралию.

Первоначально доброжелательное отношение к цыганам в Европе сменилось преследованиями их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. Цыган объявляли вне закона, высылали за пределы государств. Во время Второй мировой войны в Европе фашистским режимом было уничтожено около 500 тыс. цыган.

После войны многие цыгане перешли к оседлости, у них сложилась своя интеллигенция, стало развиваться европейское, а затем и мировое цыганское движение. В 1971 г. был образован Всемирный союз цыган при Организации Объединенных Наций, объединяющий представителей цыганских организаций Европы.

На территорию России первые группы цыган пришли в XVI в. из Румынии и Молдавии, поселившись на Украине; другие группы проникли в северные области через Германию и Польшу. К концу XVIII в. цыгане расселились практически по всей России, на них постепенно была распространена подушная подать, а на оседлых — крепостная зависимость. Под влиянием соседствующих народов сложились различные этнические группы цыган: польские, молдавские, крымские, русские.

Среднеазиатские цыгане стали проникать в Российскую Федерацию уже в новейшее время, в 1990-е гг., под влиянием социально-экономического кризиса в государствах Центральной Азии и гражданской войны в Таджикистане.

В Сибири в целом преобладают представители этнической группы русских цыган. Более того, одна из подгрупп «русска рома» так и называется — «сибиряки». Уже в конце XIX в. в Енисейской губернии насчитывалась почти одна тысяча цыган, из них только 7,5% проживало в городах.

В советское время их численность варьировалась от 340 до 870 человек в предвоенные десятилетия. В послевоенный период, несмотря на утроение цыганского сообщества по России в целом, в Красноярском крае количество цыган оставалось стабильным с небольшой тенденцией роста в последней четверти XX столетия. Наиболее многочисленны представители цыганских родов «лудильщиков», «коржовых», «петровичей» и др.

Перепись 2002 г. выявила в Красноярском крае 1995 цыган (в том числе три человека из группы среднеазиатских цыган), а перепись 2010 г. — 1901 цыгана. Абсолютное большинство местных цыган являются горожанами и предпочитают жить в Красноярске, Канске и Минусинске.

Цыгане объединялись в кочевые таборы, члены которых не обязательно были связаны кровным родством. Таборы насчитывали, как правило, 10–20 палаток (шатров); в любой момент каждая семья могла отделиться от табора. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая нетрудоспособных. Табор возглавлял вожак (баро — главный, старший), обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения. Из людей этой же категории создавался цыганский суд (сэндо, крис), который занимался решением конфликтов и спорных вопросов. Решение сэндо выполнялось беспрекословно.

У кочующих цыган уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчеркнуто почтительны. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. Старые женщины были глубоко почитаемы.

Для семей цыган характерны экономическое сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между людьми одного поколения и иерархическое первенство представителей старшего поколения.

Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства. Одна из особенностей традиционных семейных праздников и обрядов цыган — бытование их в активной форме до настоящего времени. Традиционный характер сохраняют цыганская свадьба и похоронно-поминальная обрядность.

Национальные черты сохраняются и в обширном комплексе поверий, связанных с рождением ребенка, лечением детских болезней и др.

Одним из важных семейных обрядов является крещение. Крестили обычно в младенчестве, так как считалось, что с некрещеным ребенком грех водиться.

В крещении участвовали православный священник, крестный отец и крестная мать. Близкие отношения между крестными и крестником сохранялись на протяжении всей жизни.

Свадебная обрядность состояла из нескольких этапов: сватовство (в прошлом жених не участвовал в выборе невесты), договор о свадьбе и выкупе за невесту, многолюдное трехдневное свадебное застолье (зачастую мужчины и женщины сидели за разными столами или в разных комнатах). На третий день свадьбы у отца невесты спрашивали, можно ли увести его дочь в свой табор.

Отец требовал выкупа вином и отпускал свою дочь с приданым (подушки, перины, одеяла, одежда и украшения невесты). С весны до глубокой осени цыгане кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках. Внутреннее убранство шатра строго регламентировано. Чистые предметы — икона, сбруя, кнут, зеркало, посуда, самовар — обычно помещались в углу, противоположном от входа. В зимний период цыгане снимали жилье у местного населения.

Цыгане. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. Цыгане. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г.

Наиболее распространенными цыганскими занятиями у мужчин была торговля лошадьми, у женщин — гадание. У разных групп цыган преобладали различные ремесла — кузнечное, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело и др. Работа мужчин носила, как правило, сезонный характер, ежедневный доход в семью приносила женщина. У цыган люли (джуги) женщины занимались профессионально попрошайничеством, мужчины торговали лошадьми и изделиями из конского волоса, в частности, изготавливали чачваны (сетки-вуали для мусульманок).

Цыгане славятся как профессиональные музыканты, танцоры, певцы. Заимствовав элементы национального фольклора у народов, среди которых они живут, цыгане внесли существенный вклад в культуру этих народов.

В мелодиях румынских и венгерских скрипачей, испанском танце фламенко сказалось значительное влияние цыганского фольклора. Особую роль цыганское пение сыграло в развитии культурных традиций России, где оно уже с конца XVIII в. стало пользоваться исключительной популярностью. В качестве музыкальных инструментов широкое распространение получили гитара, скрипка, бубен. В городах цыганские хоры и музыкальные коллективы стали основным занятием для тысяч цыганских семей. У люли (джуги), напротив, песенное и танцевальное искусство не получило абсолютно никакого развития.

Цыгане повсеместно отмечают религиозные праздники. А после проведения 8 апреля 1971 г. в Лондоне I Всемирного конгресса цыган этот день был объявлен Международным днем цыган. К этой дате в различных странах приурочены различные фестивали, концерты и другие культурные мероприятия.

Устный фольклор цыган включает различные жанры: мифы религиозного характера (легенды, рассказы, предания), сказки, пословицы, поговорки, загадки, приметы, поверья, толкования сновидений. Очень большое разнообразие танцевально-песенного фольклора.

Одежда у цыган всегда шилась из покупных тканей, т. к. ткацким делом они не занимались. Традиционная цыганская юбка — несшитая, с оборкой внизу. Разрез на юбке закрывался сильно присборенным фартуком (кытрынцы). Кофта, как правило, имела широкие рукава и глубокий вырез (для удобства кормления ребенка грудью). Обязательный атрибут наряда замужней женщины — платок, который повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади).

Украшения, как правило, были из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки (плетеря), на шее носили монисто, на голове — платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия). Мужской костюм — шаровары, пиджак, жилетки с серебряными пуговицами, яркие шелковые рубашки, широкий пояс, сапоги. В современном костюме национальные традиции соблюдаются отчасти у женщин.

Среднеазиатские цыгане использовали национальный костюм местного мусульманского населения. Отличительная особенность у женщин люли (джуги) заключалась в большей пестроте и яркости одежды, обилии украшений, отказе от ношения паранджи и прикрытия лица чачваном.

В цыганской семье нередко ели один раз в день, когда мать возвращалась из деревни или города с тем, что она заработала. При этом к столу приглашались остальные члены табора. Совместная еда у цыган — знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление, проявить недоверие к хозяевам.

Национальные традиционные праздничные блюда цыган: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шахттулярдо); густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой (паприкаш); голубцы (сарми); сладкое блюдо — рулет из пресного теста с творогом, изюмом, сахаром (савияко). У люли (джуги) готовились блюда среднеазиатской кухни. В настоящее время пища цыган мало чем отличается от кухни местного населения.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.