Выберите категорию

×

Украинцы

В Красноярском крае проживают около 38 тыс. украинцев.

Украинцы — восточнославянский народ, основное население Украины. В мире насчитывается свыше 47 млн украинцев. Крупные диаспоры имеются в США, Канаде, Польше, Молдове, Белоруссии, Словакии, Аргентине, Бразилии. В Российской Федерации, согласно переписи населения 2010 г., проживает 1,9 млн украинцев. Территориями компактного их проживания являются Москва и Московская область, Тюменская область, Краснодарский край, Ростовская область. В Красноярском крае, по данным переписи 2010 г., проживает 38 012 украинцев.

Украинцы вместе с русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Имеют в своем составе карпатские, или русинские, (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются три основных наречия (северное, юго-западное, юго-восточное) и девять говоров. Письменность с XIV в. на основе кириллицы.

Верующие украинцы — в основном православные, принадлежащие к Украинской православной церкви Московского патриархата, Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. На западе Украины имеются также верующие католики, греко-католики (униаты), протестанты.

На территории современной Украины с IX по XII вв. существовало Древнерусское государство (Киевская Русь). Формирование украинского этноса произошло в последующие четыре столетия на основе юго-западных земель этого государства — Среднего Поднепровья (Киевщина, Переяславщина, Черниговщина). К этому центру тяготели другие восточнославянские земли: Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье.

Этническое объединение украинского народа тормозилось феодальной раздробленностью и длительной иноземной экспансией. В XI–XII вв. в Закарпатье обосновались венгерские феодалы, в XIII в. с востока пришли золото-ордынские ханы, в XIV–XV вв. под властью молдавских феодалов оказалась Северная Буковина, а в Северном Причерноморье утвердилась в XV—XVI вв. Османская империя. Основные украинские земли оказались под властью государства польских и литовских магнатов — Речи Посполитой.

В XVI–XVII вв. в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль в этом сыграло возникновение казачества, создавшего государство со своеобразным республиканским строем — Запорожскую Сечь. Тогда же сложился книжный украинский (т. н. староукраинский) язык.

Определяющими моментами этнической истории украинцев XVII в. стали дальнейшее развитие ремесел и торговли, создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства и вхождение его в 1654 г. на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель.

В XVII в. произошло перемещение значительных групп украинцев из Правобережья и Поднепровья на восток и юго-восток, освоение ими пустующих степных земель и образование так называемой Слободской Украины. В конце XVIII в. в состав России вошли Правобережная Украина и южные территории, а в первой половине XIX в. — придунайские украинские земли.

Внешнеполитические перипетии обусловили различия в топонимике и этнонимах. Название «Украина» (в значении «краина», т. е. страна), употреблявшееся еще в XII–XIII вв. для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к XVII–XVIII вв. закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима «украинцы». Проживавшее там население обозначалось в документах как украинцы, «козаки», «козацкий народ» и даже «руськи». В XVI — начале XVIII в. украинцев часто называли «черкасами», позже, вплоть до революции 1917 года, — «малороссиянами», «малороссами» или «южнорусами».

Научно-технический прогресс и урбанизация привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для деревни последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом 1932–1933 гг., сталинскими репрессиями.

Тяжелым испытанием для Украины явилось нападение в 1941 г. фашистской Германии. Многие украинские города, села и целые районы были разрушены и сожжены. В послевоенный период проявились некоторые негативные тенденции демографического развития, приостановился естественный прирост населения, усилилась миграция. Установка на приоритетное развитие в культуре интернационального в ущерб этническому развитию привела к сокращению сферы употребления украинского языка.

В 1991 г. Украина стала независимым государством, национальный язык согласно Конституции 1996 г. был признан государственным и стал широко использоваться в общественной жизни, активизировались контакты с украинской диаспорой. Одновременно часть украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР переселились на свою историческую родину.

Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев — пашенное земледелие. Возделывались рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха, овес, горох, фасоль, конопля, лен; с конца XVII в. — кукуруза, табак; со второй половины XVIII в. — подсолнечник, картофель; из огородных культур — капуста, огурцы, свекла, репа, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах); с начала XIX в. — помидоры и перец. Для украинцев издревле характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник и т. д.).

Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной породы, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль. Колоритной была фигура чумака — перевозчика грузов, особенно соли и рыбы, на большие расстояния на тяжелых возах-мажарах, запряженных волами. Значительное место в хозяйственной деятельности занимали разнообразные ремесла и промыслы: ткачество, поташный, гутный (производство стекла), бондарный, гончарный, сукновальный, кожевенный, деревообрабатывающий и др. промыслы.

Традиционные сельские поселения — села, деревни (слобода), хутора и заимки преимущественно уличной планировки. Жилища крестьян — глинобитные, срубные, побеленные изнутри и снаружи, с глинобитным полом, четырехскатной соломенной, из камыша или дранки крышей, избы (хаты) — были двух-, трехкамерными: хата — сени (синци); хата — сени — комора.

При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особенностей жилища интерьер был однотипным. При входе в хату в углу располагалась печь. По диагонали от нее в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками и цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда — сундук-скрыня), накрытый скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавки для сидения. К печи примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался миснык для посуды. Противоположная от входа стена и печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка.

Двор включал (в зависимости от зажиточности хозяина) одну или несколько хозяйственных построек: хлив, повитку, комору, на юге — загончик для скота и т. п. Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочи­вальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных. Во многих районах сохраняется древняя традиция обмазывать глиной и белить стены.

Разнообразен и красочен был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочка) и несшитой одежды (дерга, запаска, плахта), с XIX в. — сшитой юбки (спидныца). В прохладную погоду носили безрукавки (корсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами, или надевали венок из бумажных цветов, пестрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже — платки.

Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым, воротом со шнурком), заправленной в широкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время — войлочные или каракулевые (смушковые) цилиндрические шапки.

Наиболее распространенной традиционной обувью мужчин и женщин были кожаные сапоги (чоботы), туфли или ботинки (чоревики), а также постолы, сшитые из одного куска сыромятной кожи.

В осенне-зимний период и мужчины, и женщины носили свиту и опанчу — однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или черного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду надевали свиту с капюшоном (кобеняк), зимой — длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. В целом для всей одежды украинцев характерны богатая вышивка, аппликация и т. п.

Разнообразной была семейная обрядность, родильная и в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. До наших дней сохранились многие традиционные элементы календарных праздников, отличающиеся веселым игровым характером: на Новый год — колядование, щедрование, ряжение, на Масленицу (проводы зимы) — катания на лошадях, санках, угощение блинами, варениками. Активно празднуются Пасха, Рождество, Троица и другие престольные праздники.

Народное творчество украинцев очень богато: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с ее традиционными видами), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в том числе колоритные специфические думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками.

Среди народных инструментов украинцев — скрипка и басоля (смычковые), кобза, бандура, торбан (щипковые), цимбалы (струнно-ударные), лира (струнно-клавишные), сопилка и трембита (духовые), бубен и тулумбас (ударные).

Система питания была и остается устойчивым компонентом народной культуры украинцев, что отражается не только в выборе блюд, но и в способах их приготовления, поведенческих стереотипах, режиме питания и застольном этикете.

Основу питания составляла растительная и мучная пища. Всеобщей любовью пользовались борщи, капусняки, разнообразные юшки, затирки, различные кушанья из теста, сваренные в кипящей воде: галушки, лапша (локшина), вареники — с творогом, вишней, картошкой. Распространены каши, особенно пшенная, в т. ч. жидкая (кулиш), гречневая.

Для украинцев характерно особое отношение к хлебу, который символизировал хлебосольство, благополучие. А потому он всегда стоял на столе в переднем углу. Широкий выбор мучных изделий: пампушки с чесноком, пироги с различной начинкой. Из муки с добавлением меда и мака выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики, блины и оладьи.

Из мясных продуктов предпочтение отдавалось свинине и свиному салу, которые стали обязательной составляющей голубцов, разнообразных колбас, холодца и т. п. Значительное место в рационе питания занимала рыба, в т. ч. соленая. В настоящее время широко практикуется соление, маринование и консервирование мяса, овощей, фруктов и ягод.

В повседневном рационе широко используются молочные продукты: сметана, топленое, замороженное и кислое молоко (варенец), заготовленный в бочках подсоленный творог (сыр).

В качестве национальных напитков распространены: узвар, сыревец, кисели; из хмельных — разнообразные наливки и горилка с перцем.

В Енисейской губернии первые небольшие поселения украинцев (заимка Патрина, мельница Ванцака) появляются на рубеже XVIII–XIX вв. Однако в целом в дореформенный период украинцев в Сибири и на Дальнем Востоке почти не было (менее 1 тыс. чел. на 1858 г.). Крупномасштабная украинская миграция за Урал начинается с 1880-х гг., после разрешения свободного земледельческого освоения Сибири и предоставления льгот переселенцам. И как следствие, в последней четверти XIX в. в Енисейской губернии было образовано 38 украинских сел и деревень, а общая численность украинцев достигла 21,4 тыс. человек (1897).

Миграционный поток усиливается с началом столыпинской реформы. С 1900 по 1913 г. в губернии появилось еще 55 украинских поселков. К 1920 г. численность украинцев составляла в Енисейской губернии 44 тыс. человек. В 1926 г. на территории региона существовало уже 356 населенных пунктов (в т. ч. 119 сел, деревень и поселков) с численно доминирующим украинским населением. В двух школах обучение велось на украинском языке.

В последующем отмечается положительная динамика роста числа украинцев в Красноярском крае. В 1989 г. были достигнуты максимальные показатели — 105,5 тыс. человек.

В 1990-е гг. произошел значительный отток украинского населения на родину, вследствие чего к 2003 г. их число сократилось в регионе до 68,7 тыс. человек. По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае проживают 38 012 украинцев.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Единый краевой портал «Красноярский край».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  3. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».