Выберите категорию

×

Эвакуация промышленных предприятий

Всего в 1941 г. в Красноярск было переведено 22 промышленных предприятия, в т. ч. 8 оборонных. В город прибыло в общей сложности 620 эшелонов с эвакуированными грузами — более 31 тыс. вагонов.

Эшелоны с оборудованием идут на восток страны. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Эшелоны с оборудованием идут на восток страны. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Промышленные предприятия в Красноярском крае были разделены на четыре основные категории: союзного подчинения (таких до войны было 18), республиканского подчинения (4), краевого подчинения (17), городского подчинения (8). Кроме того, в составе местной промышленности имелось 29 артелей. В промышленности региона трудилось более 10 тыс. человек.

Фактически начало формирования развитого военно-промышленного комплекса в Красноярском крае положило 22 июня 1941 г. и события, последовавшие за ним. Этому также способствовали условия, созданные в регионе: развитие энергетики, топливной отрасли, транспорта, переселение граждан в Сибирь из других территорий СССР. Даже операция по раскулачиванию начала 1930-х гг. помогла сформировать трудовой резерв на случай войны.

Как считает ряд специалистов, четкого плана переброски промышленности на восток в случае войны у СССР не было. Поэтому осуществление эвакуационных мероприятий и их успешность всецело зависели от людей, которые волею судьбы оказались во главе этого процесса. Совет по эвакуации при Совете народных комиссаров был создан спустя два дня после начала войны — 24 июня. На первом этапе его возглавил Лазарь Каганович, а с 16 июля — профсоюзный лидер СССР Николай Шверник. В Красноярском крае уполномоченным по эвакуации стал заместитель председателя краевого исполнительного комитета А. Т. Петров.

Уже 27 июня в Москве принимают постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». Самыми важными предметами эвакуации стали промышленное оборудование, сырье и продовольствие, в т. ч. хлеб. Среди гражданского населения в первую очередь предписывалось вывозить квалифицированных рабочих, специалистов, а также молодых людей, годных к любому труду. Под первыми номерами также значились партийные и советские работники.

Надо отдать должное Совету по эвакуации — в кратчайшие сроки были определены сроки и точки новой дислокации заводов и фабрик страны. Переезжающие предприятия получали различные льготы и государственные кредиты.

Роль Красноярского края в этих процессах была определена в сентябре 1941 г. В регионе предписывалось создать новые производства минно-трального оружия, артиллерийских снарядов и авиационных бомб. Основной базой выступал завод «Красмаш», вспомогательными — предприятия местной промышленности, например, завод «Металлист».

На другие красноярские индустриальные площадки приезжали «покупатели», руководители и инженеры европейских заводов. В их задачу входило изучение местных мощностей для создания новых производств. Так, в октябре 1941 г. на Красноярский ликероводочный завод прибыли специалисты «Коммунара» из украинского города Запорожье. Его эвакуировали буквально из-под носа гитлеровских войск 3 октября 1941 г. Причем оккупанты уже вели бои на окраинах города.

Красноярск. 40-е гг. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Красноярск. 40-е гг. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Основными точками переноса промышленных мощностей стали Красноярск, Канск, Абакан, а также Норильск. Главным принципом отбора было наличие свободных площадок, обеспеченность электроэнергией и рабочей силой

Первые эшелоны на станцию Злобино прибыли 4 августа 1941 г. Это были два поезда с оборудованием и специалистами «Красного Профинтерна». Завод из города Бежицы Брянской области готовился к переезду с середины июля. Причем продукцию фронту он давал до самого последнего момента, несмотря на воздушные тревоги и приближение противника.

Отметим, что до войны это предприятие давало почти 30% советского производства паровозов, 100% железнодорожных платформ, а также краны, оборудование для гидроэлектростанций, оборонную продукцию. Вместе с ним прибыли 15 тыс. рабочих предприятия и членов их семей.

«Красный Профинтерн» решили разместить на площадке завода «Сибтяжмаш». Обустройство там было минимальным — несколько жилых бараков, да столярная мастерская. Не было ни складов, ни цехов, ни даже дорог. Ценные станки и другое оборудование разбирали прямо на железнодорожной станции и вывозили по частям на санях. Затем построили узкоколейную дорогу — дело по разгрузке пошло быстрее.

Всего из Бежицы в Красноярск прибыло 190 тыс. тонн оборудования и материалов, поэтому эшелоны были разбросаны по шести платформам, не только на Злобино, но и на станциях Енисей и Базаиха. Перемещением ценного груза занимались рабочие «Красного профинтерна» и красноярцы. В краевом центре оказалось 868 станков, 133 единицы кузнечно-прессового оборудования, 485 единиц электросварочной техники. Не говоря уже о тысячах тонн металлов, проволоки, арматуры, электродов.

В августе 1941 г. в краевой центр перебазировали оборудование и персонал нового предприятия — филиала завода № 327 Народного комиссариата электротехнической промышленности (НКЭТ). Его сформировали за счет ленинградского завода № 327 и Научно-исследовательского института № 9. 327-му было приказано организовать на новом месте выпуск аэродромных радиостанций, авиационной и телемеханической аппаратуры. Разместили завод в корпусах Сибирского лесотехнического и Красноярского педагогического институтов.

Чуть позже в город пришел груз из Карелии — эвакуировался Онежский машиностроительный завод. Ему выделили место на Красноярском механическом заводе в Николаевке (сейчас «Краслесмаш»). Новый объединенный завод должен был изготавливать корпуса артиллерийских 122-мм снарядов.

Из воспоминаний работницы завода Валентины Булыгиной: «Завод работал круглосуточно в две смены по 12 часов, а при пересмене — по 18 часов. Выходных и праздничных дней не было. Работали на заводе женщины, старики, подростки и заключенные. Мужчины-специалисты были только на руководящих должностях. Зимой в цехе было холодно, а летом — душно. Работа по 15–30 ночей изнуряла людей. Очень хотелось спать».

Оборудование на завод № 4 поступало из разных городов страны. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Оборудование на завод № 4 поступало из разных городов страны. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Принял «гостей» и авиаремонтный завод им. Побежимова, входивший в систему предприятий Главного управления Северного морского пути. Осенью 1941 г. на его площадях обустраивался эвакуированный из города Лаптева Тульской области завод № 477 Наркомата авиационной промышленности. Первый эшелон с оборудованием предприятия добрался до станции Злобино 7 ноября. За месяц прибыло около 100 вагонов. На новом месте организовывалось производство запасных частей для бомбардировщиков СБ.

А на площадях Красноярского ликероводочного завода оказалось сразу два предприятия. Это завод «Коммунар» из Запорожья и часть машиностроительного завода им. Ухтомского из подмосковных Люберец. К ним добавилось литейное производство из Ташкента. Завод получил номер 703 и был подчинен Наркомату минометного вооружения (НКМВ). Позже к нему присоединили со всем оборудованием и персоналом Красноярский лесозавод № 2. Места всем не хватало — под склады и цеха руководство завода выбивало любые помещения у местных властей. Старое оборудование просто демонтировали, установив то, что было эвакуировано с запада. К февралю 1942 г. большую часть оборудования запустили в производственный процесс.

Во второй половине октября 1941 г. перемены начались и на заводе «Красмаш», также ставшем номерным (№ 586). Туда прибывало оборудование Коломенского паровозостроительного завода № 4 им. Климента Ворошилова и Калужского машиностроительного завода № 589.

Технологиями изготовления минометов калибра 120 мм с красноярском поделился ленинградский завод «Арсенал». В краевой центр отправили коллективы цехов, некоторых служб опять же ленинградского завода «Большевик» и завода «Баррикада» из Сталинграда.

«В связи с окончанием эвакуации основного оборудования с завода № 4 им. Ворошилова и завода № 589 на завод № 586 все средства производства считать объединенными в единый завод, которому устанавливаю № 4 с сохранением ранее присвоенного заводу № 4 имени Ворошилова», — отмечалось в приказе Наркомата вооружений.

Оборудование сгружали на землю, скованную морозами, монтировали и сразу пускали в работу. Быстро сформировали участки производства вооружений — 37-мм зенитных орудий 61-К, сборки и сварки минометных плит, корпусов фугасных авиационных бомб, минометов.

«В 3-дневный срок смонтировать станок, на 4-й день выдавать готовую продукцию», — таков был девиз на заводе № 4 в эти напряженные дни.

Но если оборудование могло выдержать холода и снежные заносы, то сложнее было с людьми. Те, кто обустраивал завод «Красмаш», пережили в то время нечеловеческие трудности.

Из воспоминаний выпускника ремесленного училища № 1 1941 г. М. Г. Стегина: «Для размещения эвакуированных аврально строились бараки из сырых досок, засыпанных сырыми опилками. Эти бараки прозвали вороньи гнездами, поскольку, когда просохли доски и опилки, через стены стало видно небо, доски разошлись, опилки осели. Естественно, жить в таких бараках было невозможно, особенно с наступлением холодов. Чтобы не ездить на левый берег, многие из нас ночевали в колодцах на трубах теплотрассы… Добираясь с левого берега до центральной проходной, приходилось тратить два часа времени в один конец, поскольку автобус ходил очень редко. Затем ехали проходящим поездом до станции Злобино и далее на рабочем поезде под названием „Матаня“, ходившем от второго участка до РайТЭЦ, доезжали до завода. И так ежедневно затрачивали 4 часа на дорогу и 12 часов работали за станками».

Тем не менее важнейшая оборонная задача была выполнена. В течение зимы 1941—1942 гг. на заводе им. Ворошилова заработали пять новых цехов. Мощности предприятия выросли в полтора раза.

Красноярский паровозоремонтный завод принял оборудование трех предприятий — Полтавского, Воронежского и Изюмского. Оно поступило 13 эшелонами.

Благодаря эвакуации в Красноярском крае оказались доселе неизвестные отрасли промышленности. Война подарила региону фабрику фотобумаги № 6 из города Шостки и Ленинградскую кинопленочную фабрику. Объединенная кинопленочная фабрика № 6 восстанавливала выпуск продукции на площадях Красноярского дрожжевого завода. Основными видами были нитроцеллюлозная кинопленка и фотобумага для авиационной разведки ВВС, а также дополнительные заряды для мин.

В Канске «прописалась» Прилукская махорочная фабрика, впоследствии ставшая Канской табачной.

Всего в 1941 г. в Красноярск было переведено 22 промышленных предприятия, в т. ч. 8 оборонных. В город прибыло в общей сложности 620 эшелонов с эвакуированными грузами — более 31 тыс. вагонов. В течение нескольких месяцев индустриальный облик города изменился на 180 градусов — теперь в нем резко преобладали тяжелые отрасли оборонной направленности.

Дата последнего изменения: 22.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.