Выберите категорию

×

Красноярская судостроительная верфь

За более чем 80 лет Красноярская судоверфь построила около 3 тыс. речных судов различного назначения.

Строительство судна на Красноярской судостроительной верфи. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Строительство судна на Красноярской судостроительной верфи. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

Красноярская судоверфь (1929 г.), ОАО «Красноярская судоверфь» (с 1992 г.).

ОАО «Красноярская судостроительная верфь» специализируется на строительстве мелкосидящих судов для малых рек.

За всю историю предприятия построено около 3 тыс. судов — буксиры-толкачи и буксиры-плотоводы, сухогрузные и пассажирские теплоходы, танкеры и нефтеналивные баржи, а также десятки тысяч понтонов для речных переправ.

Спуск баржи. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Спуск баржи. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

Красноярская судостроительная верфь была основана в 1929 г. и располагалась в деревянных постройках на левом берегу Енисея в районе улицы Дубровинского (немного выше Коммунального моста). В 1931 г. здесь были построены первые катера, предназначенные для лесной отрасли края. В первые годы по программе строительства строили от пяти до десяти катеров в год.

Интенсивное развитие лесосплавных работ потребовало значительного увеличения буксирного флота. Поэтому в 1932 г. было принято решение строить новую верфь на острове Пашенный (ныне острова Пашенный не существует: на нем построен жилой микрорайон). В 1936 г. на судоверфи были спущены на воду первые глиссеры. К 1942 г. на предприятии строилось в год до 40 катеров нестандартного типа. За 12 довоенных лет были выпущены сотни судов.

В 1941 г. на верфи начался выпуск военной продукции. Уже к осени 1943 г. было построено и отправлено на Черное море несколько военных катеров, из которых формировался 19-й дивизион минных тральщиков. Дивизион принял участие в боевых действиях на Черном море, Днепре и Дунае.

После войны на верфи строились большими сериями полуглиссеры и буксирные катера для речных бассейнов страны. Всего с 1929 по 1949 г. на красноярской верфи было построено 635 деревянных судов, в том числе буксиры, плашкоуты, аэросани, минные тральщики, глиссеры, полуглиссеры.

В 1950 г. на предприятии началась новая эра судостроения — создание буксиров из металла, с водометным движителем. Эти суда имели хорошие эксплуатационные характеристики: малую осадку, повышенную маневренность, высокие по сравнению с деревянными судами тяговые характеристики. Они стали незаменимы при работе на мелководье, на акваториях лесных рейдов, при сплавных работах. С 1950 по 1957 г. на красноярской верфи было построено 361 судно с водометным движителем.

В 1958 г. верфь освоила строительство судов новых проектов: буксиров-толкачей мощностью 150 л. с., танкеров грузоподъемностью 150 т, рефрижераторов грузоподъемностью 50 т, сухогрузных судов грузоподъемностью 150 т, плавмагазинов и барж грузоподъемностью 200 т, железнодорожных понтонов. Суда отправляли на Амур, Енисей, Обь, Лену, Иртыш, Печору, Волгу, Каму. Эти суда работали и за границей — в Болгарии, Монголии, Вьетнаме.

В 1958 г. судоверфь была передана в ведение Министерства речного флота СССР и включена в состав Енисейского пароходства. С 1958 по 1970 г. было построено 1022 судна. В конце 1950-х и в 1960-х гг. на судоверфи провели капитальную реконструкцию старых помещений, построили новые производственные цеха, обновили оборудование. Гордостью коллектива предприятия стал цех с автоматизированной линией подготовки и разделки металла, оснащенной станками с программным управлением. Было поставлено на поток строительство мелкосидящего флота: буксиров-толкачей проекта Р-96 М мощностью 300 л. с., буксиров проекта Р-14 мощностью 450 л. с., барж-площадок грузоподъемностью 200—1 000 т.

Сборочный цех Красноярской судостроительной верфи. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Сборочный цех Красноярской судостроительной верфи. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

С 1971 по 1982 г. на верфи было выпущено 618 судов. С 1983 г. освоено строительство буксиров-толкачей мощностью 600—900 л. с., нефтеналивных барж грузоподъемностью от 200 до 1 000 т, понтонных мостов грузоподъемностью 40 т, паромов, причалов. В 1996 г. построен головной самоходный паром грузоподъемностью 25 т с двумя цельнометаллическими гребными колесами на корме, в 1998 г. — первый плавучий причал, оборудованный краном. Освоено также строительство кормозаготовительных заводов. Для пароходства построено уникальное сооружение — зачистной счал. Всего с 1993 по 2000 г. выпущено 249 судов.

В 1994 г. судоверфь стала дочерним предприятием ОАО «Енисейское речное пароходство». В это же время верфь получила заказ на строительство нового универсального судна для Севера. Всего за один год на судоверфи спроектировали и построили грузопассажирское судно прибрежно-морского плавания класса «Лед». Оно имеет пассажирские каюты на 25 человек, грузовую палубу для размещения 50 т багажа и автотехники. Судно оснащено краном и аппарелью. Судно подходит для эксплуатации на Таймыре.

В течение последних десяти лет верфь ведет активную работу по созданию плавучих средств, востребованных на современном рынке транспортных услуг. Продукция Красноярской судоверфи и технические предложения с успехом демонстрировались на специализированных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Кемерово, Новокузнецке, Иркутске, в Роттердаме (Нидерланды).

С запуском программы судостроения Енисейского пароходства на 2010—2015 гг. судоверфь получила новое дыхание. Программой предусмотрено строительство несамоходного флота, контейнеров, головного пассажирского судна для туризма.

В 2011 г. судоверфь стала строить баржи БСП-1003, предназначенные для перевозки леса, угля, минерально-строительных материалов, а также автотехники, оборудования, контейнеров.

С 2000 г. Красноярская судоверфь является членом Российской ассоциации промышленных предприятий речного флота «Речпром».

Верфь принимает заказы на постройку и модернизацию судов, плавсредств, автодорожных переправ, классических моторных яхт, прогулочных пассажирских теплоходов.

ОАО «Красноярская судостроительная верфь» расположена по адресу: 660012, Красноярский край, город Красноярск, ул. Складская, 24.

Дата последнего изменения: 15.11.2016

Шкала времени