Выберите категорию

×

Енисейский народный театр

В Енисейске более 130 лет действует народный театр, в котором играют обычные горожане.

Первое упоминание о театре относится к середине XIX в. Связано это с зарождением драматического кружка в Енисейске, существовавшего еще до 1855 г., когда на Сенной площади был построен городской театр. Из газет известно, что театр являлся единственным местом, где местные жители могли отвлечься от своих жизненных проблем. Радостным событием в городе был приезд гастролирующих артистов. Здесь давали представления арабы-кабилы и фокусники.

Журнал «Иркутские губернские ведомости» в 1857 г. сообщал, что енисейское общество несколько дней наслаждалось игрой прекрасного скрипача Севастьянова.

11 февраля 1986 г. случился пожар, здание театра сгорело, и енисейцы надолго лишились постоянного помещения для театральных представлений. В 1874 г. в Енисейск приехал фокусник и акробат, имя которого в архивах не сохранилось. Он перестроил старый сарай, где стали заниматься любители театрального искусства. Помещение было холодным, с земляным полом, отапливалось железными печами. Во время представления зрители сидели в шубах. Но даже в таких условиях артисты работали с большим вдохновением.

В 1880 г. по инициативе городского головы В. М. Харченко в Енисейске было построено здание общественного собрания, где и разместился театр. Здесь был большой зрительный зал, библиотека, танцевальный зал, бильярдная, гостиная, карточная, буфет. Появилась возможность устраивать любительские спектакли с благотворительной целью. Сборы шли на пользу детей из бедных семей для их обучения в гимназии, на пользу музея и библиотек, а также для «поддержания преподавания музыки в прогимназии».

Репертуар театра во многом зависел от вкусов и претензий купеческого общества и мещанства. Были в репертуаре театра и лучшие произведения русской и мировой драматургии — «Гамлет» У. Шекспира, «Власть тьмы» Л. Толстого и др. С большим успехом шли спектакли, поставленные по произведениям А. Н. Островского: «Бедность не порок», «Доходное место», «Без вины виноватые», «Праздный сон до обеда».

Труппа театра состояла в основном из представителей местной интеллигенции. Одной из исполнительниц главных ролей была Вера Алексеевна Доронина, жена енисейского провизора, заведовавшая народной читальней. Спектакли с ее участием имели исключительный успех и полные сборы. Почти каждый раз значительную часть этих средств она выделяла в кассу, созданную в пользу политических ссыльных.

На рубеже XIX–XX вв. большому успеху постановок способствовала талантливая игра истинных подвижников театрального искусства: А. И. Кытмынова — первого распорядителя енисейского музея, А. А. Станкеева — врача, члена общества попечения о народном образовании, Р. А. Френкеля — директора мужской гимназии.

В первые годы советской власти руководителем кружка был Г. И. Лейдер, любимец енисейской публики. В репертуар кружка входили пьесы Островского, Чехова, Гоголя и других классиков. В середине 1920 г. после освобождения партизанами города по предложению заведующего отделом народного образования Сергея Савицкого на базе драматического кружка был создан народный театр с целью помогать рабочим и школьным коллективам в организации художественной самодеятельности. Состав кружка составляла рабочая молодежь и интеллигенция. Артистам-любителям как дополнительная плата наряду с основной был назначен месячный паек. В театре ставились небольшие революционные пьески, так называемые агитки: «Страшный казак, или Сон Деникина», «Вова-революционер» и т. д. Репертуар театра быстро пополнялся. С 1920 по 1925 г. насчитывалось около 50 спектаклей.

Вскоре ряд артистов, в основном молодежь, выделился из труппы и организовал свой кружок драматического искусства при клубе профессионального уездного совета. В 1936 г. после отъезда из Енисейска виновника раскола между артистами кружок с театром были объединены.

Фильм «Драмы и комедии Енисейского острога» из цикла программ «Непотерянный рай», 2011 г. Авторы:  Кристина Пырх, Константин Ожерельев, Владимир Сыргашев. Использовано архивное видео Енисейского народного театра. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»

Совершенствовать свое мастерство енисейским артистам помогала советами Вера Павловна Пашенная, артистка Малого театра, побывавшая в Енисейске в 1936 г.

С началом Великой Отечественной войны артисты оперетты уезжают из Енисейска. Артисты-любители призывного возраста уходят на фронт. Во время Великой Отечественной войны в городе существовала разрозненная художественная самодеятельность. Участники художественной самодеятельности ставили спектакли на злободневные темы, большей частью одноактные, фронтовые. Студенты педучилища и пединститута под руководством преподавателей организовали драмкружок. Руководителем кружка была Анастасия Матвеевна Кобычева. В репертуар кружка вошла пьеса «Коварство и любовь».

В 1942 г. в Енисейск приехали эвакуированные Днепропетровский и Криворожский драматические театры. Театральную деятельность они продолжили в Енисейске.

В 1949 г. в театре работал ярчайший руководитель, профессиональный артист, ссыльный Н. В. Кузьмин. Первым спектаклем, поставленным под руководством Кузьмина, был «Платон Кречет». В среднем в год ставились четыре премьеры. С середины 1950-х гг. началась реабилитация осужденных по политическим статьям, коснувшаяся и Кузьмина. После его отъезда из Енисейска руководителем кружка стала профессиональная артистка Жеромская. Под ее руководством и при участии было поставлено несколько спектаклей, но в середине 1950-х гг. она также уехала из города.

В 1959 г. енисейскому самодеятельному коллективу было присвоено звание «Народного театра». Первым его режиссером стал Петр Георгиевич Богданов. Он начал работу с постановки комедии Сафронова «Стряпуха». Театральную традицию в Енисейске продолжил режиссер Б. И. Евстифеев.

Уже в первые годы существования театра под его руководством в репертуарном плане появились серьезные классические произведения: «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького, «Слуга двух господ» К. Гольдони и современные пьесы («Иркутская история» А. Арбузова, пьесы В. Розова, М. Шатрова и др.).

В начале 1960-х гг. в труппе театра состояло 40 человек — преподаватели института и педучилища, служащие, студенты. В отчетах театра отмечался недостаток в коллективе рабочих, инженеров, врачей. Евстифеев создал особую систему работы с труппой и зрителями, благодаря чему Енисейский театр в 1960-е гг. играл значительную роль в культурной и общественной жизни города и района, работал в режиме профессионального театра, привлекая к себе внимание не только зрителей, но и театроведов, искусствоведов. Несколько сценических постановок режиссера получили дипломы всесоюзных смотров самодеятельных театров, а две — награды международных фестивалей театрального искусства. В 1973 г. в Москве театр с привезенным Евстифеевым «Гамлетом» занял первое место среди 50 народных театров. Театральный коллектив побывал на гастролях в Красноярске, Омске, Чите, съездил в Японию. В 1974 г. в Чехословакии на Международном фестивале любительских искусств социалистических стран жюри назвало спектакль сибиряков «большим событием» и наградило театр дипломом лауреата.

Много гастролировал народный коллектив и по Енисейскому району, развлекая, например, сельских тружеников в период сенокоса и уборочных кампаний. Театр выезжал со спектаклями и в соседние районы края. Режиссер вместе со своими воспитанниками разрабатывал новые формы проведения массовых праздников, торжественных и творческих вечеров. Народный театр тесно сотрудничал с Красноярским театром им. Пушкина. При народном театре работали детская и молодежная студии. Заслуги В. И. Евстифеева в области культуры были отмечены золотой медалью ВДНХ, званием «Заслуженный работник культуры РСФСР», его имя внесено в Книгу трудовой славы Красноярского края.

В конце 1978 г. театр был переведен в Лесосибирск. Вместе с режиссером туда перебралась часть труппы. В Енисейске эстафету маститого режиссера приняла Алла Анатольевна Васильева, только окончившая Минусинское культпросветучилище. Театр продолжил традиции театра Евстифеева. В 1990-е гг. коллективу театра пришлось неоднократно переселяться из одного здания в другое. Но, несмотря на трудности, театр вышел на новый творческий виток, обратившись к местной исторической тематике. Ставились спектакли по книгам енисейского писателя Алексея Бондаренко. Васильева сама писала сценарии по произведениям В. Шукшина, В. Астафьева. За 25 лет было поставлено 40 спектаклей из советской драматургии, русской и зарубежной классики. Сама Васильева — не только успешный режиссер, но и яркая актриса — участвовала во многих спектаклях. Ежегодно готовились и представлялись два спектакля — для детей и для взрослых. Кроме того, в репертуаре театра были новогодние праздники, вечера юмора, романсов, театральные гостиные и джазовые встречи, молодежные шоу, профессиональные праздники. В августе 2002 г. А. А. Васильевой было присвоено звание «Почетный работник культуры Красноярского края».

Большой вклад в театральное искусство Енисейского района внес и Евгений Иванович Васильев — актер, художник-декоратор, кукольник. Самым успешным примером его сотрудничества с театром стал спектакль «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» (1988), ставший дипломантом Всероссийского зонального фестиваля в городе Хабаровске и лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества в Абакане. В 1992 г. театр получил второе звание — «Народный кукольный театр».

Детская театральная студия театра «Казачок» в 2002 г. получила диплом «Лучший театральный коллектив края» за показ в Красноярске «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Несколько актеров-любителей Енисейского народного театра стали профессиональными артистами и работают в различных театрах нашей страны.

Енисейский народный театр и сейчас является центром духовной жизни города Енисейска и района.

Дата последнего изменения: 16.03.2017